5 лучших спектаклей апреля

Возьмите за правило раз в месяц ходить на один спектакль. Какие именно обязательны к просмотру — в нашем обзоре.

«РАССКАЗЫ ШУКШИНА»

ТЕАТР НАЦИЙ, 29, 30 АПРЕЛЯ

Первый московский спектакль знаменитого Алвиса Херманиса — главный хит Театра наций. С ним объездили полмира, получили ворох наград (включая «Золотую маску») и до сих пор собирают заслуженные дивиденды успеха. В основе — рассказы Василия Шукшина о сельских жителях русской глубинки. Опасаться чернухи или дурной клоунады не стоит. Это, скорее, качественный лубок, с толикой гламура и иронии.

Приятному послевкусию не мешают и декорации — на сцене установлены гигантские фотографии желтых подсолнухов и усталых лиц действительных жителей алтайской деревушки. Под их тяжелыми взглядами очаровательная Чулпан Хаматова изображает реку, а Евгений Миронов примеряет несуразную кепочку и накладной живот. Блистательные сатирические миниатюры сменяют одна другую — три часа изысканного, стильного удовольствия гарантированы.

«САМОУБИЙЦА»

«СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА», 4, 9, 24, 29 АПРЕЛЯ

Самый новый спектакль Сергея Женовача и его учеников — смелый шаг в сторону политической комедии. Блистательно-ядовитый текст Николая Эрдмана о «необходимых государству идеологических покойниках» звучит «как новенький» — весело и страшно одновременно. Безработный Подсекальников (фамилию играющего эту роль актера Вячеслава Евлантьева стоит запомнить) мечтает лишь об одном — есть ливерную колбасу когда ему вздумается и знать не знать ни о каких государственных переворотах.

Колбасы не дают, и сгоряча герой решает стреляться. Но кто ж ему разрешит, ведь «стреляться следует как общественнику». За Кремль или на худой конец за интеллигенцию. Советчики комично воюют, а главный герой не знает, куда ему деться. Отдельный плюс премьеры — изысканные декорации. Двухэтажная коммунальная квартира, выстроенная Александром Боровским, похожа на заброшенное итальянское палаццо. С изящными дверными ручками, золочеными бордюрами и кое-где облупившейся нежно-розовой краской.

«ЗОЛУШКА»

«ПРАКТИКА», 1, 2, 13 АПРЕЛЯ

Знаменитый драматург Жоэль Помра выпустил в парижском «Одеоне» оригинальную версию сказки про Золушку. Даже привередливые французы признали ее хитом номер один. Москва решила не отставать. Вся соль новой версии — перед нами не сказка про заслуженное счастье. И даже больше — вообще не сказка. Главная героиня — угловатый и озлобленный подросток с всклокоченными волосами.

Она потеряла мать и убедила себя в том, что виновата в этом сама. Зола (прозвище героини) одинока, дерзит мачехе, папе и сестрам. А еще в наказание себе исправно драит унитазы и протирает и без того чистые стекла. С принцем они сближаются на почве общей потери — у мальчика тоже умерла мама. Дружба — вот финал новой истории. И никаких хрустальных туфель и сказочных тыкв. Из волшебного арсенала — одна только фея с бородой, которая без конца курит электронные сигареты. Кстати, «Золушка» номинирована на «Золотую маску», актриса Надежда Лумпова, играющая Золу, кстати, тоже — за лучшую женскую роль.

«БЕГ»

ТЕАТР ИМ. ВАХТАНГОВА, 11, 12, 21 АПРЕЛЯ

От режиссера, способного раздеть Отелло донага и дать трем чеховским сестрам в руки оружие, ждут нового спектакля-потрясения. Юрий Бутусов ставит булгаковский «Бег» в Театре им. Вахтангова. Изначально за пьесу «о смертельно больной России» хотел взяться Римас Туминас, но уступил питерскому мэтру. Подробности будущего хита (мы не сомневаемся) держатся в тайне — Юрий Бутусов никогда не рассказывает о своих спектаклях до премьеры.

Однако, учитывая экстраординарность его стиля, любовь к нарочитым эффектам и брутальному саундтреку, лирики ждать не приходится. Это будет самая дерзкая и чувственная версия восьми снов о Гражданской войне, белой армии и боях за Крымский перешеек. Печальные параллели с сегодняшним днем тоже неизбежны. В ролях — цвет вахтанговской труппы: Виктор Добронравов, Сергей Епишев, Ольга Лерман. Сценографом выступит постоянный соавтор Бутусова Александр Шишкин, композитором — Фаустас Латенас.

«К. И. ИЗ “ПРЕСТУПЛЕНИЯ”»

МТЮЗ, 20 АПРЕЛЯ

Многолетний хит МТЮЗа и личный актерский подвиг актрисы Оксаны Мысиной. Полтора часа она проводит наедине со зрителями, запертыми в крохотной комнатке под крышей театра, правдоподобно и бесстрашно разыгрывая женское безумие — ее Катерина Ивановна (героиня «Преступления и наказания» Достоевского) потеряла разум от горя и унижений, а сейчас зовет всех на поминки своего супруга — несчастного Мармеладова.

Стоны вперемешку со слезами, страшным смехом, криками и мольбой действуют на зрителя как холодный душ. Но еще страшнее, когда Катерина Ивановна играет на скрипке и выталкивает на авансцену маленьких детей, требуя от них танцевать плясовую. В финале К. И. вскарабкивается по лестнице, упирающейся в потолок, бьется о него головой и вот так умирает. Весь страх и ужас романа Достоевского сосредоточен в этом камерном шедевре о надорванном человеке. Смотреть его мучительно больно. Но это и есть катарсис. «К. И.», кстати, произвел фурор на Авиньонском фестивале, а Гинкас был удостоен за этот спектакль Государственной премии России.

ФОТО: АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ

Интервью
Добавить комментарий