«Человек из ресторана»
«Сатирикон»

2, 3, 27, 28 декабря

Премьера в «Сатириконе» — прежде всего, подарок адептам традиционного театра и редкая возможность увидеть Константина Райкина — артиста на сцене. Худрук в последнее время занят режиссурой и педагогикой, спектаклей с его участием в репертуаре осталось всего два: «Вечер с Достоевским» и «Король Лир». Увлечь новой ролью Райкина смог штатный режиссер «Современника» Егор Перегудов, решивший ставить незаслуженно забытую повесть Ивана Шмелева.

Главный герой — обиженный судьбой и людьми, жалкий смиренный официант Скороходов. И это его глазами, полными ужаса и скорби, зритель смотрит на разгорающуюся революцию в России (время действия — 1910 год). Однако никакой достоевщины не ждите. Скороходов Райкина — очень простой человек, сумевший удержаться от подлостей, будучи поборником христианской морали. Собственно, ее ценность и утверждает режиссер Перегудов. Сам спектакль решен в консервативном ключе, все строится вокруг феноменальной актерской игры, миллиона психологических нюансов и тщательно выверенных деталей. На сцене — любовно воссозданный быт роскошного ресторана, заключенный в треугольную выгородку из фанеры. Ближе к финалу ее створки сжимаются, выталкивая героя на авансцену. Где он и произносит свой грандиозный монолог про силу внутреннего благородства и смысл существования русского человека. 

 

«По дороге в…»
МТЮЗ

1, 9, 23 декабря

Достоевский — главный автор режиссера Камы Гинкаса. Самые известные его спектакли — «К. И. из “Преступления”» об обезумевшей от горя и слез Катерине Ивановне, жене несчастного Мармеладова, а также «Играем “Преступление”», где центр действия — диалог Порфирия Петровича и Раскольникова. Еще одной постановкой — «Игры во флигеле» — 25 лет назад открывали сцену МТЮЗа. Потом театр это помещение потерял. Сегодня вновь приобрел. Открыла новую старую сцену премьера — и снова по «Преступлению и наказанию».

На этот раз Гинкас выстроил действие вокруг фигуры алкоголика-авантюриста Свидригайлова. Он рвется уехать из города и зовет с собой Раскольникова. Первого играет главный актер Гинкаса последних лет Игорь Гордин, второго — Эльдар Калимулин. Стерильно-белое пространство сцены заостряет внимание на деталях. Свидригайлов-Гордин — воплощение «идеального мерзавца» Достоевского, обаятельного и мерзкого одновременно. Его сладкие речи хочется слушать, его омерзительным идеям — верить. Еще два героя действия — «артисты погорелого театра» — оба женского пола, с топорами, застрявшими в головах. Их появление снижает уровень драматизма, но ненадолго. Весь спектакль — идеальное отражение русской действительности: тревожный черный морок, полный нервного юмора и гротесков. 

«Обыкновенная история»
«Гоголь-центр»

19, 20 декабря

Главный хит «Гоголь-центра» авторства его худрука. Инсценировку романа Ивана Гончарова о наивном юноше, вознамерившемся покорить столицу, Кирилл Серебренников написал сам. И по обыкновению перенес действие в сегодняшние российские — точнее, московские — реалии. Уровень остроты зашкаливает: изнеженный Саша Адуев (как всегда органичный Филипп Авдеев) превратился в необразованного провинциала. Его острый на язык дядюшка — в безнравственного циника-олигарха (фантастическая и неожиданная работа Алексея Аграновича, до настоящего времени известного больше как режиссер церемоний Московского кинофестиваля). Вместо Петербурга — Москва, вместо языка дворян — современный сленг.

У спектакля любопытная сценография: по черной сцене катают туда-сюда гигантские светящиеся нули. По бокам горят красным огнем две буквы М — символ метро. Москва как эпицентр зла, инфернальная дыра, поглощающая настоящие чувства и мысли. Смотрится все это не сказать чтобы очень уж свежо, но эффектно и остроумно — однозначно. Современная сатирическая комедия как она есть.

«Идиот»
Театр Наций

16–20 декабря, Малая сцена

Максим Диденко
Максим Диденко

Будущая премьера Театра наций непременно станет хитом. Хрестоматийный текст романа Достоевского переносит на сцену лидер авангардной режиссуры Максим Диденко — создатель и руководитель «Русской школы физического театра», номинант «Золотой маски», автор хитов прошлого сезона «Конармия» брусникинцев и «Хармс. Мыр» в «Гоголь-центре». Специализацией Диденко считается музыкально-пластический театр. Его режиссерский почерк критики называют страстным и размашистым. И потому ждать от нынешней версии «Идиота» сдержанной читки по ролям точно не стоит.

Что известно на данный момент? В спектакле заняты всего четыре исполнителя: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Ткачук, Павел Чинарев и Роман Шаляпин. Распределение ролей держится в секрете, хотя главная интрига раскрыта — князя Мышкина сыграет Дапкунайте. На первом плане — любовный треугольник Мышкин — Настасья Филипповна — Рогожин. Выбранная режиссером эстетика — черная клоунада. Диденко, по его собственным словам, важно вернуть зрителю «восприятие Достоевского как живого ироничного человека». Все события будут разворачиваться в пространстве, созданном художником Павлом Семченко из театра АХЕ. А это значит, что сложный видеомэппинг и спецэффекты гарантированы.

 

«Улисс»
Мастерская Петра Фоменко

27 декабря

600 страниц шедевра модернистской прозы перенес на сцену главный специалист по «трудной» классике в театре Евгений Каменькович. Спектакль по Джойсу длится шесть часов, никаких аналогий с сегодняшним днем или далеко идущих выводов нет. Чистый эксперимент. Джойс ради Джойса. Изумительная сценография, множество костюмов, световая партитура и чудесная музыка. Молодой поэт Стивен хочет разорвать дружбу с наглым приятелем по прозвищу Бык. Мистер Блум в это время готовит жене завтрак. За реалистичным планом — глубоко личный: Блум смертельно ревнует жену и ищет пропавшего сына.

Третий пласт — карикатурный. Перед зрителем проходит жизнь обычных дублинцев, суетливых, иногда нетрезвых, смешных. Их, кстати, играет всего семеро актеров, каждый по несколько ролей. Смотреть за их остроумными перевоплощениями — огромное удовольствие. Но все же главное, ради чего стоит идти на этот спектакль, — 40-минутный поток сознания Молли Блум в исполнении Полины Кутеповой. Она — средоточие женственности. Томная, мягкая, сладкая. Вся — мечта. И вся — утрата. Поэтический ритм знаменитого романа, его стилистические подковырки, гипнотический эффект — в работе большой актрисы всему нашлось место. Не случайно именно за эту роль Кутепова получила «Золотую маску». 

Фото: Алексей Харитонов (1) и (5); Евгений Люлюкин (2); Елена Лапина (3); Алена Бессер (5); Ольга Лопач (5).

Текст Наталья Витвицкая