5 лучших спектаклей июня

Возьмите за правило раз в месяц ходить в театр. Какие спектакли обязательны к просмотру в июне — в нашем традиционном обзоре.

«СКАЗКИ ПУШКИНА»

16–23 ИЮНЯ

Главная премьера сезона стартует в июне в Театре наций. Суперзвезда театрального авангарда Роберт Уилсон покажет свою версию сказок Пушкина. По слухам, мэтр настоял, чтобы свет на сцене был «как в Москве днем — жемчужно-серым», а Евгений Миронов в образе Пушкина-рассказчика забрался на лукоморский дуб. Репетиции спектакля идут каждый день (репертуарные спектакли отменены) и длятся по десяти часов.

Специально к ним созданы прототипы костюмов и декораций и 150-страничная project book, в которой мэтр собрал «материал для вдохновения». Между прочим, туда вошли билибинские иллюстрации и палехские шкатулки. С Уилсоном работает международная команда: крупнейший художник по театральному свету Эй Джей Вайссбард, одна из лучших молодых сценографов мира Анник Лавалле-Бенни, любимицы Бьорк — американская группа CocoRosie, пишущая музыку в стиле экспериментальный фолк. Словом, непредсказуемое и фантастически красивое действо нам гарантировано.

«РЫЖИЙ»

12 И 14 ИЮНЯ

Постановка из тех, на которые не попасть и не достать. И это при том, что играет не первый, золотой состав «фоменок», а те, что пришли следом. На момент премьеры все новые «фоменки» были стажерами «Мастерской». Материал (блюз-оперу Сергея Никитина на стихи свердловского поэта Бориса Рыжего, покончившего жизнь самоубийством в 26 лет) режиссеру Юрию Буторину лично в руки отдал сам Фоменко. Получилось пронзительное ностальгическое действо про непарадные 1980-е. В стихах Рыжего и в спектакле Буторина нежная грусть замешана на едком юморе и нелицеприятных подробностях.

Кенты, менты, задворки Свердловска, подъезды с разбитыми лампочками, первая любовь, жгучая боль. А еще хорошо знакомая каждому, кто родился за пределами МКАД, провинциальная блатная интонация. Но и она в этом спектакле слушается есенинским откровением. От сцены к сцене зрителей «перевозят» на вращающейся трибуне — фоменковский «поезд» мчится из вчерашнего Свердловска в сегодняшний Екатеринбург, где тоже много всего некрасивого и даже свирепого. И почему-то рождаются большие поэты.

«ЧАЙКА»

6 И 28 ИЮНЯ

Самый радикальный спектакль питерского мэтра Юрия Бутусова, на который спустя не один сезон сложно достать билет. «Чайка» длится больше пяти часов и не имеет ничего общего с торжественным классическим благолепием, она в буквальном смысле про «здесь и сейчас» — про сегодняшние любовь к театру, актерские муки, боль автора. Текст «взорван» на куски, одни и те же сцены повторяются по многу раз, а артисты даже успевают по нескольку раз поменяться ролями.

Навязший на зубах у театралов монолог об орлах и куропатках навзрыд читает огненная прима Агриппина Стеклова, искателя новых форм Треплева изображает немолодой Тимофей Трибунцев. Ближе к финалу Бутусов сам выпрыгивает на сцену, чтобы отчаянно прорычать в микрофон одному ему известный текст и самозабвенно станцевать только ему понятный танец. Смотреть такой спектакль нелегко, но безумно интересно. Кстати, бутусовская «Чайка» — обладатель «Золотой маски» за режиссуру.

«МАСКАРАД»

30 ИЮНЯ

Поэтичный и мрачный спектакль по лермонтовской драме — хит родом из Вильнюса. Римас Туминас удачно перенес его на вахтанговскую сцену, навсегда влюбив в свою упоительно метафоричную режиссуру московских театралов. «Маскарад» — такое же признанное театральное чудо, как «Дядя Ваня» и «Евгений Онегин». Несмотря на обилие комичных сценок, у него та же трагическая интонация — ветшают идеалы, рушатся судьбы, уходит любовь. Действие происходит на петербургском кладбище.

Под хрестоматийный вальс Хачатуряна черную сцену засыпает белый снег, из него лепят огромный ком, который растет так же быстро, как ревность Арбенина (Евгений Князев). В финальной сцене гигантский снежок подминает под себя мужа-отравителя, Нина застывает, как кладбищенское изваяние, а закутанная маскарадная толпа, поделенная на стайки, носится из угла в угол в запальчивом неведении. Если вы еще не знакомы с мистическим реализмом Римаса Туминаса в действии, не пропустите.

«ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»

SADLER’S WELLS (ЛОНДОН) НА СЦЕНЕ ТЕАТРА ИМ. МОССОВЕТА, 23–25 ИЮНЯ

Спектакль лондонского театра Sadler’s Wells — хедлайнер нынешнего Чеховского фестиваля и именины сердца для всех поклонников балета. В Москве в последний раз станцует балерина номер один — «гуттаперчевая Сильви». Даже если вы ни разу не видели французскую суперзвезду на сцене, вы несомненно что-то о ней слышали. Критики всей планеты писали о ее экстраординарных физических возможностях — невероятном размахе ног и рук и «дышащей» спине.

В свое время самая молодая звезда Гранд-опера, прима американского балета, знаменитая Мадемуазель Нет (Сильви Гиллем никогда не дает интервью). Постановкой «Жизнь продолжается» 50-летняя балерина завершает свою карьеру — балерина выходит на сцену вот уже 39 лет. На этот раз в ее программе — одноактные балеты всех самых главных современных мэтров: Рассела Малифанта, Акрама Хана, Матса Эка и Уильяма Форсайта. Аншлаг, само собой, будет, так что не советуем медлить с билетами.

ФОТО: JOÃO VALÉRIO (3); СЕРГЕЙ ПЕТРОВ (3); АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ

Интервью
Добавить комментарий