5 лучших спектаклей марта

Возьмите за правило раз в месяц ходить на один спектакль. Какие именно обязательны к просмотру — в нашем обзоре.

«ВЕЧЕР С ДОСТОЕВСКИМ»

«САТИРИКОН», 8, 9 МАРТА

Лучший моноспектакль Константина Райкина поставил Валерий Фокин. Режиссер создал идеальные условия для актера, обожающего соревноваться с самим собой. Роль Подпольного человека (герой «Записок из подполья» Достоевского) — одна из труднейших в мировом репертуаре. Диапазон — от веселой клоунады до жутковатого погружения на дно человеческой души.

На крохотном отрезке сцены Райкин устраивает что-то вроде сеанса самобичевания. Его Подпольный человек ненавидит себя и свои грехи громко и страстно. Пугающая откровенность, с которой он вспоминает встречу с проституткой Лизой, и вовсе вводит зрителя в транс. На огромном экране-заднике тем временем мелькают тени окружающего мира, абсолютно безразличного к бедам одного человека. Смотреть «Вечер» непременно нужно. Ни один другой актер, кроме Райкина, не обладает такой мощной психической энергией, способной сбить с ног даже театрала со стажем.

«ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ»

«ЛЕНКОМ», 14 МАРТА

«Ленком» старательно возвращает себе утерянное звание театра политической сатиры. В этом сезоне в репертуар вошел очередной театральный блокбастер Константина Богомолова «Борис Годунов» (действие перенесено в современность, Гришка Отрепьев превращен в зэка, Годунов — в бандита образца 1990-х годов). На подходе вторая премьера с отсылкой в неуютное сегодня — на этот раз ставит сам худрук Марк Захаров. В основе нового спектакля — «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева, его же проза для журнала «Вече» и дневниковые записки.

Несмотря на закон, нецензурные речи героев ленкомовская публика услышит — но в «урезанном» варианте. Остальные подробности держатся в строжайшем секрете, известно только, что роль запойного философа с чистым сердцем Венички досталась Игорю Миркурбанову — звезде мхатовских хитов «Идеальный муж и «Карамазовы», доктора-психиатра сыграет Виктор Вержбицкий, а Зиночку — Александра Захарова.

«РАССКАЗ О СЧАСТЛИВОЙ МОСКВЕ»

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР П/Р ОЛЕГА ТАБАКОВА, 24 МАРТА

Маленький шедевр Миндаугаса Карбаускиса, принесший режиссеру «Золотую маску». Абсолютно несценическая проза Андрея Платонова обрела плоть и кровь благодаря тому, что роль советской девушки по имени Москва сыграла Ирина Пегова (тоже, кстати, получившая «Маску» за этот спектакль). Звонкая героиня с распахнутой душой и внушительным бюстом, обтянутым кроваво-красным ситцем, мечтает весь мир превратить в Советский Союз.

Предчувствуя наступление небывалого космического счастья, она отказывается от любви к мужчине и дарит себя тому, «кому это больше нужно». Ведь общественное выше личного. Карбаускис поставил спектакль о том, как гаснут иллюзии молодости, оборачиваются разочарованиями мечты, но главное — о том, как рушится на глазах великая утопия. «Рассказ» раскачивает качели зрительских эмоций — от чувства всеобъемлющего счастья в начале к беспощадной тоске в финале. Как бы вы ни относились к историям о строительстве коммунизма, равнодушным к судьбе наивной Москвы остаться не получится в любом случае.

«ТРИПТИХ»

«МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО», 25 МАРТА

Главный спектакль Петра Фоменко, считающийся его театральным завещанием. Нашлось в нем место и пресловутому легкому дыханию, и распеванию романсов, и плетению театральных кружев (три кита «Мастерской»). Но что интереснее, в нем совершенно очевидна мрачная философия жизни и смерти и неожиданный сарказм самого «солнечного» режиссера Москвы.

Никаких иллюзий по поводу человеческого мироустройства. Поэтическая постановка объединяет три пушкинских шедевра — «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцену из Фауста». Сначала зрителю показывают шуточный водевиль про незадачливого развратника-графа, затем мистическую сказку и инфернальные сцены путешествия Фауста в преисподнюю. В спектакле умопомрачительная сценография — поэзия дворянской усадьбы, роскошь мадридских дворцов, наконец, в финале густой мрак ада. В «Триптихе» заняты лучшие силы знаменитой труппы, отдельного упоминания заслуживает вдохновенная игра в любовь Кирилла Пирогова (Дон Гуан) и Галины Тюниной (Дона Анна).

«ВИШНЕВЫЙ САД»

МАЛЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР — ТЕАТР ЕВРОПЫ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) НА СЦЕНЕ МХТ ИМ. ЧЕХОВА, 27, 28 МАРТА

Самый новый и самый необычный спектакль Льва Додина и его прославленной труппы. Петербургский мэтр редко уклоняется от авторского текста, новомодные концепции ему чужды. Однако главную чеховскую пьесу он «смонтировал» заново: выбросил несколько действующих лиц, существенно сократил хрестоматийный текст, изменил некоторые реплики. И лишил своих артистов сцены — она закрыта экраном, на котором демонстрируется черно-белая кинохроника.

Действие происходит на узкой полоске перед первым зрительным рядом и в проходах. Лопахина, цинично срубившего цветущие вишни и надругавшегося над чувствами Вари, играет Данила Козловский (за эту роль ему прочат «Золотую маску»), пленительную красавицу в летах Раневскую — чудесная Ксения Раппопорт, ее приемную дочь, ту самую Варю — Елизавета Боярская. Финал у спектакля неожиданный и страшный. Старик Фирс срывает киноэкран, за которым забор из вишневых досок. Зрителям на этих досках показывают проекции всех героев в исподнем, вставших по росту как будто бы на расстрел.

ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ

Интервью
Добавить комментарий