“Дягилев P. S”: театральный фестиваль, который нельзя пропустить

Открытие фестиваля в 2009 году было приурочено к столетию Сергея Павловича Дягилева, автора знаменитых «Русских сезонов» (благодаря которому в Европе появилась мода на русский балет) и человека, открывшего миру Стравинского. Тема этого года звучит непросто — «Междисциплинарное исследование феноменов танца, хореографического творчества и телесности».

Балет FAR. Хореография Уэйна МакГрегора, Random Dance (Великобритания)

19 ноября, среда, 19:30, Александринский театр

Одно из двух главных событий фестиваля. Титулованный британец Уэйн Макгрегор родом из небольшого городка Стокпорта впервые представил балет FAR на сцене Sadler’s Wells Theatre в Лондоне. Макгрегора называют самым интеллектуальным хореографом современности: то ли потому, что он защитил докторскую в области экспериментальной психологии в Кембридже, то ли потому, что пытается создавать новый танец в сочетании с философией, когнитивными и социальными науками, биологией и технологическими исследованиями.

Балет FAR вдохновлен работой Роя Портера «Плоть в век разума» (Flesh in the Age of Reason), основная идея которой в том, что христианские традиции тесно сплели восприятие нашей личности с восприятием нашего тела. Балет дебютировал 17 ноября 2010-го и почти ровно через четыре года откроет фестиваль в Санкт-Петербурге. Основная идея балета — это противостояние разума и тела, продолжение творческого поиска Макгрегора. Декорации — световая инсталляция в центре сцены, завораживающая переливами света и оттеняющая резкий, отточенный танец.

Если после балета вам захочется узнать о философии Макгрегора от него самого, загляните на научную конференцию «Анатомия танца» 20 ноября в 10:00, Hotel Indigo St. Petersburg — Tchaikovskogo.

Открытие выставки Майрике ван Вармердам «Время идет»

20 ноября, четверг, 18:00, Государственный Эрмитаж

Майрике ван Вармердам — голландская художница, получившая признание в 1995 году на биеннале в Венеции. В качестве визитной карточки — закольцованные видео, однако наряду с видеоартом Майрике так же уверенно работает в жанре фотографии, скульптуры и живописи. Голландский фотограф не первый раз в Петербурге, мы уже видели ее выставку «Жизнь» в конце 2013 года. Нынешняя выставка посвящена видеоарту и включает в себя четыре коротких фильма, созданных в 2010 году: «Ветер» (Wind), «Пара» (Couple), «Свет» (Light) и «Вдали» (In the Distance). Если вы были на ее выставке два года назад, то сможете освежить в памяти запомнившиеся тогда образы.

Балет «Сутра» / Садлерс Уэллс. Хореография Сиди Ларби Шеркауи, сценография Энтони Гормли

21 и 22 ноября, 19:30, Александринский театр

Еще одно из главных событий фестиваля, еще одна премьера в России. Хореограф Сиди Ларби Шеркауи (он же танцует главную партию), наполовину марокканец, наполовину фламандец, обращается в своих балетах к вопросам этнической, культурной и религиозной самоидентификации. В балете «Сутра» (что означает коллекцию афоризмов или коротких сценок) вместо традиционных танцоров заняты 17 монахов из Шаолиня.

Использовав их виртуозное владение завораживающими приемами кунг-фу, Сиди Ларби Шеркауи выстраивает из традиционных прыжков, ударов и сальто убедительную историю в танце о Востоке и Западе и приглашает нас в совместное путешествие, полное культурологических открытий. Герой Сиди Ларби с помощью своего маленького проводника проходит через ряд танцевальных эпизодов, в каждом из которых культура старого и нового Китая открывается и главному герою, и зрителю новыми гранями.

Сценограф, британский скульптор Энтони Гормли, в основе творчества которого — человеческое тело, наполняет сцену прямоугольными коробками в человеческий рост, которые превращаются то в лабиринты, то в стены, то становятся контейнерами для живых людей. Атмосферная музыка Шимона Бжуска помогает создать медитативную атмосферу Востока и усиливает эмоциональный окрас каждого эпизода.

«Дидона и Эней» ПЕРСЕЛЛа, Dixit Dominus ГЕНДЕЛя. Musicaeterna Пермского академического театра оперы и балета под управлением Теодора Курентзиса

22 ноября, 19:00, Большой зал Санкт-Петербургской Государственной филармонии

Пункт программы для поклонников Генделя, Перселла, Теодора Курентзиса или аутентичного исполнения. Греческий дирижер Теодор Курентзис, возглавивший Пермский академический театр оперы и балета в 2011 году, представит в рамках фестиваля две работы в исполнении оркестра и хора MusicAeterna. Оркестр специализируется на исторически достоверном исполнении как классических, так и современных композиторов. В рамках фестиваля можно услышать псалом Dixit Dominus и оперу «Дидона и Эней» в концертном исполнении.

Джузеппе Верди. Опера «Трубадур». Постановка Дмитрия Чернякова

25 ноября, вторник, 19:00, Михайловский театр

Чернякова часто критикуют и за чересчур своеобразную трактовку оперных сюжетов, и за то, что он не подчеркивает оперные нюансы, а переносит все осовременивание в декорации и костюмы. Однако красота его постановок завораживает, и «Трубадур» не стал исключением. Запутанный в оригинале сюжет у Чернякова превращается в предельно простую камерную постановку. На сцене ничего лишнего, всего пять героев, каждое их действие выверено и отточено. Герои заперты в комнате насыщенного красно-коричневого цвета без окон, без связи с внешним миром.

Постановка Чернякова «Трубадур» впервые вышла в 2012 году в Королевском театре де ла Монне в Брюсселе. Если вы не видели эту оперу раньше, то даже в рамках фестиваля не обязательно идти на нее именно 25 числа, оперу покажут в Михайловском и 27 ноября, и 11 декабря.

Премьера документального фильма «Вход здесь». режиссер Эми Уоллах (США)

Премьера документального фильма о жизни и творчестве Ильи Кабакова и его третьей жены Эмилии. Фильм 2013 года на русском языке показывается впервые. Фильм был снят во время выставки «Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты», проходившей на нескольких площадках в Москве в 2008-м, включая ГМИИ им. А. С. Пушкина, «Винзавод» и Музей современного искусства «Гараж», который, кстати, открывался именно этой выставкой Кабаковых. «Московская ретроспектива» во многом отсылает зрителя к советскому прошлому, поэтому и фильм получился наполненный воспоминаниями об этом времени.

В фильм включены отрывки из сочинений матери Кабакова, интервью с современниками и критиками, и постепенно режиссер Эми Уоллах рисует нам многогранный портрет художников сквозь призму советских десятилетий. Фильм об одном из главных представителей московского концептуализма, авторе идеи «тотальной инсталляции», когда нельзя понять произведение, только смотря на него со стороны — в него надо войти и надо обжиться, и самом дорогом (если оценивать стоимость картин) современном российском художнике нельзя пропустить.

Взять на заметку:

Театрализованный концерт барочной музыки 23 ноября, только если вы любитель редких экземпляров музыки барокко. В программе — Уильям Гершель, граф де Сен-Жермен и шевалье де Сен-Жорж, о которых вы, вероятнее всего, не слышали раньше. Самое любопытное здесь скорее не музыка, а театрализированное представление в залах Эрмитажа, созданное под музыкальным руководством бывшего скрипача «Аквариума» Андрея Решетина.

Открытие выставки «Джордж Баланчин» 24 ноября, принадлежащей фотографу Полу Колнику. Выставка продлится до 10 января, еще можно будет успеть заглянуть полюбоваться на основоположника современного неоклассического балетного искусства и после фестиваля.

Лекция «Два века русской живописи и скульптуры» 27 ноября, парижский проект Сергея Дягилева. Лекция посвящена выставке 1906 года, первой из международных акций Дягилева, и совсем не обязательно идти на нее в кинотеатр Русского музея: ее можно послушать онлайн на .

Интервью
Добавить комментарий