5 ПРИЧИН СМОТРЕТЬ СПЕКТАКЛЬ

1. Современный, понятный Островский.

2. Неиссякаемая ироническая фантазия. Несмотря на трагичный финал, спектакль — один из самых веселых и неожиданных в Москве.

3. Непредсказуемость каждой последующей сцены. Лебядкина, например, дерется, как Брюс Ли, и разбивает о голову лампочки. Фелицата Антоновна играет с сыном в самый настоящий футбол. А влюбленная Людмила прячет пистолет Николая в коробке, доверху забитой лифчиками.

4. Почти что акробатические трюки и целый ворох нелепостей вроде повторяющегося падения Фелицаты, неизменного возгласа за кулисами «Твою мать!» или финального танца в стиле рэп.

5. Безусловный комический дар молодых крымовских артистов.

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Евгений Старцев, исполнитель роли Фелицаты Антоновны Шабловой:

«Работая над спектаклем, я сформулировал для себя, что такое Россия и русский дух. Представьте себе туалет в деревне, выгребная яма которого заполнена тем, чем должна. На трехметровой глубине ямы есть труба диаметром в 15 сантиметров, которая ведет к колоссальным залежам, подобным залежам нефти. Только там не нефть, а безграничное количество энергии. Через эту трубу она вырывается наружу, но фильтруется, простите, через дерьмо, и на выходе получается какая-то фигня. Абсурд, идиотизм. То, что нельзя логически объяснить. Я вообще никак это не оцениваю, ни хорошо, ни плохо. Просто такая данность».

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Мария Смольникова, исполнительница роли Людмилы: 

«Когда я училась в ГИТИСе, мы пробовали ставить отрывок из этой пьесы, и все было иначе. Но пьеса в меня проникла. Хотелось воплотить ее не догматично и не скучно, как обычно бывает с Островским на сцене. К тому же зацепила героиня. Людмилу обычно играют ангелом. Герои пьесы ее так называют. Мне было интересно разрушить этот стереотип. Ведь в человеке, который старается быть ангелом, многое спрятано. Это своего рода маска, способ приспособиться к жизни, когда нет ничего другого — денег, нормальной одежды, общения с мужчинами (Людмила росла с отцом, и ее никто не учил быть женщиной). Она даже немного стыдится своего пола. А человек должен на что-то опираться. И Людмила стала опираться на собственную выдумку. На то, что она спасительница, жизнь на отца положила. На самом деле Людмила — полукруглая дура».

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Константин Муханов, исполнитель роли Варвары Харитоновны Лебядкиной:

«Мы старались поставить Островского, актуального сегодня. Поэтому Дмитрий Анатольевич, разбирая ту или иную сцену, рассказывал что-то из своей биографии, делился опытом. И мы обнаружили, что за 100 лет в России ничего не изменилось. В нашей стране и ее жителях всего чересчур. Мы ударяемся из крайности в крайность. И вся жизнь наша доведена до крайности. Вот это мы и играем».

#АВТОР

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871
Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

С Александра Николаевича Островского начался русский театр в его современном понимании: он создал театральную школу и целостную концепцию постановки.

Вот в чем суть «театра Островского»:

  • он ввел в круг действующих лиц купцов, крупных и мелких чиновников, а затем и помещиков;

  • изображал в пьесах не экстремальные, а обычные ситуации с обычными людьми;

  • особое внимание уделил психологии человека;

  • построил театр на условностях (есть четвертая стена, отделяющая зрителей от актеров);

  • сделал язык героев их главной характеристикой;

  • сделал ставку на нескольких актеров, а не на одного.

До логического конца идеи Островского довели Константин Станиславский и Михаил Булгаков.

Творчество Островского вызывало ожесточенные споры критиков. О нем с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статьи «Темное царство» и «Луч света в темном царстве») и Аполлон Григорьев. Многие укоряли драматурга за тяготение к допетровской старине, «славянофильству», а Николай Чернышевский — еще и за «сентиментальную слащавость в изображении беспросветного, якобы “патриархального”, быта».

#ВРЕМЯ

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871
Борис Кустодиев. Чтение манифеста (освобождение крестьян). 1907

Пьесу «Поздняя любовь» Островский сочинил в 1873 году, описал в ней жизнь русского захолустья во второй половине XIX века.

В стране же в это время происходит следующее.

Россия переживает последствия отмены крепостного права. Интересы государства и помещиков в реформе учитываются больше, чем крестьянские: крестьяне, не выкупившие землю, становятся временнообязанными и вынуждены вносить выкупные платежи.

Прошли реформы: земская (в уездах и губерниях создали выборные земства), городская (назначили городские думы и городских голов) и судебная (появился бессословный суд). Создали представительные местные органы, ведавшие культурно-хозяйственными вопросами, но лишенные политических функций.

Отменили предварительную цензуру для книг и столичной прессы. Теперь наказывают за уже опубликованные материалы — это карательная цензура.

Переживает подъем общественное движение. Часть радикально настроенной интеллигенции недовольна сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния.

Появляется новое политического течение — народничество. Его представители рассчитывают поднять крестьян на революцию, которая дала бы России установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Начинается массовое «хождение в народ».

Нарастают противоречия между крупными державами. Усиливается борьба за передел сфер влияния в мировой политике. 

#РЕЖИССЕР

Приметы режиссерского стиля Дмитрия Крымова неожиданность, юмор, фантазийность. Работа на стыке драмы и живописи, жанровый микс, пародийность. Склонность к трагикомедии и литературным шарадам. Ошеломляющая, порой избыточная визуальная метафоричность.

Его спектакли принято называть «театр художника». «Этот термин изобрел историк театра Виктор Березкин, — говорит Крымов. — На одном из спектаклей он спросил меня, почему я всего три сцены сделал как художник, а остальные — как обычный режиссер. Я тогда расстроился, но позже понял, что Березкин имел в виду. С его точки зрения, это авторское искусство. Художник — человек, мыслящий образами». 

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Евгений Старцев, исполнитель роли Фелицаты Антоновны Шабловой: 

«Крымов никогда не останавливается в саморазвитии. Состоявшийся режиссер, которого знают во всем мире, постоянно ставит перед собой новую задачу-стену, перелезает через нее, оглядывается и ставит новую. Многие режиссеры выезжают на одном и том же. А он — как большой ребенок: открывает что-то для себя и бежит с нами делиться. Несмотря на свою величину, он в каждого из нас вкладывается. У нас нет пресловутой дистанции “режиссер — актер”».

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Мария Смольникова, исполнительница роли Людмилы: 

«Крымов — личность. В наше время это понятие размыто, и не всегда ясно, за кем идти. Но притом что за ним идти можно, несамостоятельности в артистах он не признает. Привносит что-то свое и всегда ждет ответной реакции. Еще он режиссер, с которым весело. Радость — его ориентир. Если нерадостно, то смысла ставить спектакль нет. В его спектаклях нет чернухи, хотя намеки на ужасы нашей жизни есть. Зачем вытаскивать ад на сцену? Увидев это, люди не скажут: “Ох, как плохо мы живем! Ну-ка давайте завтра все будет иначе”. Только светом и добром можно что-то поменять в этом мире».

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Константин Муханов, исполнитель роли Варвары Харитоновны Лебядкиной:

«Меня подкупает его бескомпромиссность. В спектаклях Дмитрия Анатольевича не бывает ничего усредненного и в итоге “никакого”. Есть конкретная цель и абсолютно точное понимание, пусть даже только на эмоциональном уровне».



#СПЕКТАКЛЬ

«О-й. Поздняя любовь» — первый в истории «Лаборатории Крымова» спектакль, в котором текст автора остался неизменным и дан почти без купюр. Кроме того, это первая крымовская постановка по пьесе классика.

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Дмитрий Крымов:

«Почему Островский? Комедийная причина. Маша Смольникова как-то пришла ко мне и сказала, что хорошо бы поставить “Позднюю любовь”, там хорошая сцена есть. При той гротесковости, которой она обладает как актриса, внутри Маша абсолютный реалист. Такой Станиславский в юбке. Я прочитал и подумал: “Почему нет? Попробуем Островского”. Приблизить его к сегодняшнему дню было моей большой целью. Чтобы никакой трухлявости в ощущениях». 

#РЕПЕТИЦИИ

Все спектакли Крымова создаются сообща. Репетиции проводят в два этапа: сначала «застольный период», когда артисты и режиссер обсуждают материал, высказывают свои идеи. Затем — с гримом. Для режиссера-художника грим артистов имеет особенное значение.

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Евгений Старцев, исполнитель роли Фелицаты Антоновны Шабловой:

«Вот, скажем, моя героиня. Жуткая бабка, толстая, страшная. Чем она вообще занимается, чем живет? Да ничем. Человек-амеба. Она тратит энергию на ерунду — на футбол с сыном, прыжки непонятные. Я рос в глубокой деревне на границе с Казахстаном и таких бабок видел миллион. И сейчас вижу. Хотя вижу и то, что все они очень несчастны. Внешний облик Фелицаты мы придумывали вместе: необъятная толщина, грудь до пояса — эти придумки интересно было потом воплощать. И вообще безумно интересно, будучи мужчиной, играть женщину. Но главное было показать, что Фелицата абсолютно безэмоциональна. Для нее существует одно событие — футбол. И одна цель — деньги».

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Мария Смольникова, исполнительница роли Людмилы: 

«Широкие брови, коса — грим я придумывала сама, на подсознательном уровне. А Дмитрий Анатольевич потом объяснил мне, откуда что взялось. Сказал, например: “У каждой честной девушки должна быть коса”. (Смеется.) А брови… Понимаете, Людмила не ухаживает за собой и культивирует это, демонстрирует. Мол, я такая, какая есть, и горжусь этим. Грудь не признает, сутулится — противится женскому началу в себе, прячет его. Когда я в таком виде пришла на репетицию, Дмитрий Анатольевич меня не узнал (смеется)». 

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Константин Муханов, исполнитель роли Варвары Харитоновны Лебядкиной:

«Идея сыграть женщину не вызвала во мне внутренних противоречий. Наоборот, было интересно попробовать. В интервью меня часто спрашивают, каково это. Принято считать, что тяжело, но мне так не показалось. И я сразу понял, зачем это нужно: сегодня все больше мужчин похожи на женщин, и наоборот. Я даже не внешность имею в виду, а образ жизни, манеру думать и чувствовать. Еще я уверен, что ни одна женщина Лебядкину не смогла бы сыграть, нужно, чтобы это сделал мужчина.

Внешний облик моей героини — совместная история. Мое в ее образе — перчатки и бижутерия. А вообще, Дмитрий Анатольевич, художник Аня, гримеры без конца меня спрашивали: как лучше? как удобнее? корсет не жмет? Нет, все отлично. (Смеется.) Единственная проблема — туфли 43-го размера. Сначала искали их в магазинах для трансвеститов. Но там они сделаны на мужскую ногу и выглядят грубовато. В итоге нашли магазин для крупных женщин.

Что касается поведения и манер Лебядкиной, Крымов сразу сказал: “Не говори, как женщина, все это не нужно”. И, как ни странно, тогда-то женщина и появилась».

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Дмитрий Крымов: 

«Мы репетировали долго, успели о многом поговорить. Разбили пьесу на кусочки, старались каждому дать название и сыграть остро. Скажем, визит Лебядкиной в квартиру Шабловой. Об этом ей говорит больной сын — как солдат сержанту докладывает, что генерал приехал. Сержант уверяет, что этого быть не может. Унижает солдата: ты кретин, идиот. А генерал сзади стоит.

Вообще, что это за событие — визит такой женщины? Она даже теоретически в этом доме не могла появиться. Можно прочитать сцену просто: пришла богатая дама XIX века к бедной женщине XIX века. И нам ни холодно, ни жарко. Но как показать, чтобы мы сегодня почувствовали: “Ой-ёй-ёй! Что творится-то?” Чтобы нервы натянулись, как струнки. Так что нашей целью было обострить все до крайности. Сделать нервическим. Про нас».

#МУЗЫКА

Музыка у Крымова — полноправный участник действия, часто пишется специально. В «Поздней любви» звучат хоралы Кузьмы Александровича Бодрова. Это современный композитор, пианист, педагог, лауреат всероссийских и международных конкурсов. В Московской консерватории — основатель Клуба молодых композиторов и худрук ансамбля солистов, регулярно проводит там семинары по современной музыке и творческие встречи.

Написал несколько произведений для мессы Его Святейшества Папы Римского Бенедикта XVI, музыку к спектаклям, телевизионным и анимационным фильмам, транскрипции музыкальных произведений и аранжировки для ансамблей, большого оркестра, хоров. С Крымовым сотрудничал при постановке спектаклей «Как вам это понравится», «Горки-10», «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве», «О-й. Поздняя любовь».

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Дмитрий Крымов: 

«Расставшись с композитором, с которым работал раньше, я буквально оказался у стенки. Тогда мой знакомый прислал несколько ссылок, в том числе на работы Кузьмы. Я позвонил: “Вы оперы писали когда-нибудь?” — “Нет”. — “Ну и хорошо, а я не ставил. Хотите попробовать?” — “Хочу”. Сегодня без Кузьмы мне скучно работать. Он хулиганскому придает ощущение классики, а классику может сделать свободной. И пишет без оглядки на то, что некоторые мои артисты вокалом специально не занимаются.

Кузьма знает: мне важно только то, что рождается здесь и сейчас. Поэтому всегда присутствует на репетициях. Легко относится к тому, что часто приходится все менять и переделывать. Не смущается, если буквально его музыки нет, а только постукивания, пощелкивания. Если я хочу что-то конкретное, например из “Лебединого озера”, он точно знает, что именно. Всегда понимает, чего требует спектакль. У нас с ним общий язык».

#СЮЖЕТ

Маргаритов был одним из самых известных московских адвокатов, вел большие дела. Но писарь выкрал у него документ на 20 тысяч, продал должнику, и Маргаритов обнищал. Жена умерла от горя, он и сам мечтал о смерти, но только из жалости к маленькой дочери Людмиле не затянул петлю. Прошли годы. Людмила влюбилась в сына хозяйки дома (здесь Маргаритов снимает комнатушку), праздного гуляку Николая. Ради его спасения она готова пожертвовать всем, даже выкрасть важнейший денежный документ, доверенный ее отцу. Влюбленный в другую женщину молодой человек тут же вручил вексель ей, а соперница его сожгла. История заканчивается благополучно: сожженный вексель оказывается копией, Николай — порядочным человеком, а Людмила выходит замуж за любимого.

#ИЗМЕнеНИЯ

Первым делом Крымов изменил финал. У Островского все заканчивается вынужденной свадьбой Николая и Людмилы. У Крымова — его, Николая, самоубийством. Никакую Лебядкину он не любит и не верит ей изначально. Она, в свою очередь, документ не сжигает, а съедает. «Давайте вспомним “Тартюфа”. Зачем Мольер написал хороший финал? — спрашивает Крымов. — Явная фальшь, несуразица. Приходит королевский посланник и говорит: “Не вас я арестую, а вас, настоящего злодея. А вы — честные люди — живите хорошо и будьте осторожны в следующий раз”. Тут не в финале дело — во всей структуре. В нашем спектакле структура нами сделана драматично, потому и финал такой же. Должно быть соответствие».

Кроме этого, Крымов до неузнаваемости изменил внешность персонажей. Они стали похожи на героев комикса-ужастика или фильма про зомби. Так режиссер намекает на душевное вырождение героев. Хозяйка дома Фелицата Антоновна превратилась в седовласую матрону с большим надувным бюстом. Ее сын Николай приобрел черты вампира. У влюбленной в него Людмилы Герасимовны брежневские брови.

Всех женщин, кроме Людмилы, в пьесе играют молодые мужчины. А в финале все герои Островского дружно танцуют рэп.

Василий Перов. А. Н. Островский. 1871

Дмитрий Крымов:

«Когда я смотрю этот спектакль, у меня даже гордость появляется. Мы со словами управились как художники, а не как обычные режиссеры в обычном театре. Для нас текст классика — это основа для смыслового визуального образа».

#СЦЕНОГРАФИЯ

Подчеркнуто неигровое пространство. Никаких купеческих интерьеров с самоварами. Из декораций — два-три листа ватмана, забрызганных черной краской, спущенные с колосников прожекторы с торчащими проводами и магнитофон, проигрывающий одну и ту же запись: Маргаритов читает мораль своей дочери. Костюмы артистов строго черно-белые.

Текст Наталья Витвицкая