Проект, который соберет вместе графику, скульптуры, видео и объекты Темена, еще в прошлом году собиралась осуществить галерея «Комната», располагающаяся в театре «Школа современной пьесы». Незадолго до открытия театр сгорел едва ли не целиком, полгода он стоял на ремонте, и только в июне «Комната» снова откроется по старому адресу — а пока «Пещера щедрости» пройдет на музейной территории, в ММОМА. Слушая, как Протей рассказывает, что деятельность художника для него восходит к ритуальности и требует жертвоприношения, трудно отделаться от мыслей о сакральном смысле этой истории — очистительный пожар, смена декораций, принесение жертв и дополнительный год на раздумья точно придают ей какую-то более серьезную интонацию. Что об этом думает сам Темен, что такое сюрритуализм и почему из работ художника вдруг пропали яркие цвета, он рассказал в доверительной беседе своему другу, журналисту и создателю портала The Village Сергею Пойдо. 

Давай про выставку. Это не первая твоя персональная выставка, но довольно важная для тебя в смысле подведения некоторых личных итогов.

Все персональные выставочные проекты, которые я делаю, могу воспринимать только как инсталляции. Я собираю все из маленьких кусочков, и отношение к одной работе как к чему-то важному у меня отсутствует. Для меня это процесс, мои высказывания настолько сиюсекундные, что они имеют смысл только в рамках общего процесса.

Но так же было не всегда. Есть ощущение, что до какого-то момента работы были более массивные и протяженные, хотя бы с точки зрения времени. Сейчас они стали дробиться, некоторым образом перекрикивать друг друга и накладываться друг на друга. Они стали мельче, чаще и в каком-то смысле начали друг с другом спорить.

Не совсем так. Ты, видимо, говоришь про серию «Добротаризм». Она тянулась полтора года, но придумана была за полтора часа в кафе. Прошел год, и я вдруг осознал, что больше не могу продолжать. Все важное, что хотел сказать и сделать в рамках этой истории, уже сказал и сделал. «Добротаризм» начал досаждать мне. Дальше произошло следующее: каждый год я придумывал себе новую серию, новые правила игры, и примерно за год они стачивались, истощались, истончались. Я чувствовал, что выжат. Это все было неправильно. Год назад я собрал все работы с 2005 года на сайт, пролистал их все вместе и понял, что говорил всегда об одном и том же, только менял стилистику…

Это «одно» — это что?

Страницы