Скупой русский пейзаж, фотографии Роджера Баллена и итальянский стиль в Голливуде

Борис Матросов. Окно

Открывающаяся выставка в Галерее на Солянке — микс оптики, биофизики, информатики и современного искусства. Произведения семи российских художников, отправной точкой для которых послужили законы зрительского восприятия, перемешают с научно-музейными артефактами вроде первых стерео-вариофотографий, домашнего кинотеатра братьев Люмьер, флипбуков, праксиноскопов, зоотропов, тауматропов и другими трудно запоминаемыми профессиональными редкостями. Если глаза на лоб и не полезут, то точно будет на что и, главное, как посмотреть. Например, на «карманные» аттракционы конца позапрошлого века или на видео Ростана Тавасиева, в котором Лени Рифеншталь с камерой плавает по пьесе Максима Горького. Высокотехнологичный бред.

Два художника обращаются к избитой теме русского пейзажа, называя все своими именами, а вернее, именем — скудный. Средняя полоса европейской части страны, конечно, грандиозными ландшафтами не блещет, но где-то за серостью и убогостью разваливающихся деревень, затерянных на бескрайних просторах родины, наверное, и прячутся национальный колорит, загадочная русская душа, и пара-тройка скреп тоже затерялась. Борис Матросов и Никита Алексеев все это ищут: первый старается очистить пейзаж от шлейфа экзистенциональной (или национальной) тоски, второй размывает грани пейзажа настолько, что Южное Бутово можно и с Альпами перепутать.

Фотобиеннале-2014 продолжает экспансию крупных выставочных площадок и на этой неделе разместится в Манеже целым залпом проектов. Фотоэксперименты Андре Кертеша, летопись вьетнамской войны Филипа Джонса Гриффитса, самые известные репортажи Рене Бурри, революцию советской фотографии в снимках Александра Лапина и Владимира Лагранжа можно уже завтра посмотреть сразу и в одном месте. Там же открывается показательная ретроспектива Роджера Баллена, охватывающая более 40 лет карьеры, вплоть до работ прошлого года. Если вы даже незнакомы с творчеством классика — ни с его исследованиями жизни маленьких городов-поселений в Южной Африке, ни с узнаваемыми портретными типажами, ни с театрализованными постановочными снимками, — то уж наверняка видели снятый Балленом клип группы , который может справедливо претендовать на творческое кредо фотографа и уж точно на саундтрек к выставке.

Пожалуй, ни одна страна не выходила из кризиса настолько красиво, как это сделала послевоенная Италия. Развитие текстильных мануфактур и модных домов тогда поддерживалось на государственном уровне, а dolce vita стала чуть ли не национальной идеей, хотя до сладкой жизни было топать и топать, пусть и походкой от бедра. В
1951-м Джованни Батиста Джорджини делает показ, запускающий итальянскую моду на мировые подиумы, Одри Хепберн и Элизабет Тейлор становятся проводниками итальянского стиля в Голливуде, и вот уже сочетание «made in Italy» вполне может конкурировать с другими вожделенными фразами из трех слов. В Музее Виктории и Альберта в Лондоне покажут, откуда растут ноги у Gucci, Pucci, Versace, Missoni, Dolce & Gabbana и других фэшн-гигантов страны, возможно, все-таки не случайно похожей на гигантский сапог.

Итальянец Микеланжело Пистолетто вошел в историю искусств как движущая сила арте повера (бедное искусство) — движения, доказавшего в 1960-е, что искусство свободно от традиционных форм и материалов и может быть создано из груды тряпок, вторсырья или промышленных отходов. Славу Пистолетто принесла серия «Зеркальных картин», в которых отраженные зритель и окружающий его интерьер буквально становились частью произведения. Зеркала и последующие работы, объединенные названием «Отрицательные объекты», сегодня считаются эмблемами арте повера. Они периодически возникают на крупных музейных и галерейных площадках, став таким же must-see, как «Черный квадрат» для супрематизма, «Подсолнухи» для постимпрессионизма или, допустим, уорхоловские банки супа в мире поп-арта. До 3 мая в Нью-Йорке можно увидеть 28 легендарных объектов Пистолетто, перевернувших в свое время представление о том, что может являться современной скульптурой.

Интервью
Добавить комментарий