Питер Гринуэй, Саския Боддеке. “Золотой век русского авангарда”, Манеж (МСК), 15 апреля — 18 мая

Открывшаяся в Манеже мультимедийная инсталляция известного режиссера и его супруги — не только главный проект года культуры «Россия — Великобритания», грандиозный оммаж русскому авангарду, но и что ни на есть must-see всего выставочного сезона. Питер Гринуэй и Саския Боддеке на пяти тысячах квадратных метров при помощи 18-ти экранов оживили собранные из коллекций музеев мира живописные шедевры начала прошлого века, фрагменты фото- и кинохроники и заставили заговорить друг с другом 12 главных героев первой волны русского авангарда, среди которых Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Маяковский и Лилия Брик в исполнении российских актеров. За документальной правдой в Манеж идти в этот раз не стоит, а вот на тотальный видеоаттракцион живого классика — обязательно.

СКУЛЬПТОР ВЕРА МУХИНА. К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ, Третьяковская галерея на Крымском валу (МСК), 16 апреля — 17 января

Скульптурную группу «Рабочий и колхозница» не знает сегодня лишь слепой, глухой и никакой. В 1937-м на Всемирной выставке в Париже грандиозный монумент принес международную славу Вере Мухиной и архитектору Борису Иофану. Через пару лет скульптуру по частям привезли в Москву, собрали и установили перед входом нынешнего ВВЦ, после войны монумент стал официальным символом киностудии «Мосфильм», и вот уже в 2014-м подвешенная на тросах «расчлененка» рабочего и колхозницы становится экспортным символом страны наравне с Дядей Степой, космонавтами и пионерами на открытии Олимпиады в Сочи.
Авторству Веры Мухиной, кстати, принадлежит и другой национальный символ — граненый стакан, но это уже совсем другая история. К юбилею классика советской скульптуры покажут два десятка малоизвестных произведений из запасников Третьяковской галереи — от портретов современников, воплощавших идеализированный образ «нового человека», до нереализованных проектов в рамках плана монументальной пропаганды.

“Красота неприглядности. Искусство контекстуального направления”, Галерея “Беляево” (МСК), 15 апреля — 11 мая

Эстетизированный взгляд на неприглядную повседневность представят в галерее «Беляево». Объединенная куратором Андреем Ерофеевым группа современных художников разных поколений и направлений стремится нащупать красоту там, где она и не валялась: бензинные разводы в лужах, разодранные половые тряпки, покосившиеся ветхие заборы, мусор, грязь. Для кого-то это все — неприкрытые следы разрухи и безутешительные артефакты российской действительности, для художников — кладезь фактур, форм, цвета и скрытых смыслов. Учиться смотреть по-новому на то, что глаза бы не видели, едем в «Беляево», где за визуальную терапию повседневности отвечают Александр Бродский, Анна Желудь, Ирина Корина, «МишМаш», Валерий Кошляков, Хайм Сокол и другие.

“AI WEIWEI: ACCORDING TO WHAT?”, BROOKLYN MUSEUM (NYC), 18 АПРЕЛЯ — 10 АВГУСТА

В 2011 году по версии журнала Art Review Ай Вэйвэй возглавил список самых влиятельных людей арт-мира, и кто мы такие, чтоб с этим не соглашаться? На этой неделе в Нью-Йорке откроется первая ретроспектива самого известного китайского художника, архитектора (олимпийский стадион «Птичье гнездо» в Пекине не без его влияния), куратора, музыканта и политического активиста. Кстати, в 2011 году художник был арестован и заключен на 81 день под стражу, результатом чего стала монументальная инсталляция S.A.C.R.E.D. — шесть металлических контейнеров с внутренней жизнью заключенного в китайской тюрьме (произведение показывали на  Венецианской биеннале в 2013 году). S.A.C.R.E.D. наряду с другими ключевыми произведениями Ай Вэйвэя за последние 20 лет можно застать в Бруклинском музее до 10 августа, а если повезет — наткнуться и на параллельную кинопрограмму фильмов о художнике.

Henri Matisse: The Cut-Outs, Tate Modern (LND), 17 апреля — 7 сентября 

В Тейт Модерн во всем цвете и форме покажут поздний период творчества Анри Матисса. К большим коллажам из тонированной и цветной бумаги Матисс обратился в 1936 году и работал в технике papiers decoupes вплоть до последних дней. Болезнь мастера дала о себе знать, ослабив зрение и владение кистью, поэтому обращение к ножницам было скорее неизбежностью, чем намеренным выбором, что не помешало Матиссу совершить долгожданную бумажную революцию, основанную на синтезе цвета и формы.

На главном изображении: Henri Matisse. The Horse, the Rider, and the Clown, 1953.

Текст Андрей Саков