Карамельно-шоколадно-медовый аромат Angel француз Тьерри Мюглер презентовал общественности в 1992-м. Буквально за считаные месяцы гурманский эликсир стал бестселлером, а дизайнер задумался о возможности повторного заполнения флакона-звезды — хотя бы для того, чтобы не тратить лишнее время и силы на его производство. Мечты должны осуществляться, и вот через 23 года на прилавках парфюмерных магазинов появились скромные голубые бутылочки с культовым запахом — рефиллы. Приобрели его, перелили содержимое в любимый звездный во всех смыслах флакон — и пользуйтесь. Кстати, это информация не только для поклонниц «Ангела»: также на российском рынке представлены сменные блоки для ароматов Thierry Mugler Alien и A*Men.

Слово «рефилл» не вызывает у фанатов косметики ужаса или негатива. С английского оно переводится как «заполнять снова» или «запасной блок» и означает средство в более простой упаковке, по составу и заявленным свойствам ничем не отличающееся от исходника. Предназначено, что логично, для заполнения оригинального футляра или флакона — в зависимости от продукта.

Конечно, маркетологи Thierry Mugler здесь не выступили новаторами: рефиллы в индустрии красоты используются давно и довольно успешно. Например, японцы из Sensai приняли на вооружение идею сменных блоков с самого момента запуска бренда (а он состоялся еще в 1979 году).

Очищающий мусс для умывания с увлажняющим эффектом, Bioré
Сменный блок для пудры, Sensai

Главной целью выпуска рефиллов можно смело назвать экономию. И в этом случае уместно поспорить с народной мудростью про двух зайцев: приобретая «запаску», покупатель делает хорошо всем сразу. Он одновременно экономит свои денежные средства, ведь цена рефиллов, понятное дело, ниже, чем парадной упаковки. Бережет экологию. А заодно становится постоянным потребителем бренда. Заманчивая перспектива, да еще и в кризис, не правда ли?

Обращение брендов к сменным блокам неслучайно еще и потому, что одно из приятных ощущений многих поклонников и пользователей косметики — закончившиеся баночки. Правда, если содержимое этих самых баночек какое-то очень эксклюзивное, то «добитое» средство становится поводом для меланхолии. На некоторых женских форумах есть даже целые темы, посвященные так называемым пустышкам. Там и фотографии, и комментарии — зачастую сопровождаемые сочетаниями «я бы повторила», «обязательно куплю еще». Рефиллы в таком случае — отличная альтернатива.

Ассортимент продуктов «со сменкой» пока не настолько широк, как хотелось бы. Тем не менее выбор есть. Своими рефиллами славится целый ряд марок декоративной косметики. Jane Iredale, Sensai, Dior выпускают сменные картриджи для пудры. Guerlain дает возможность приобрести тушь Noir G в роскошном футляре с зеркалом один раз, а потом покупать сменные блоки. Inglot вообще предлагает собрать свою палитру из практически любых продуктов (эта система именуется Freedom): скульпторы для лица, тени для век или помады самых неожиданных оттенков.

В парфюмерии найти запаску к любимым духам можно у Calvin Klein (Euphoria), By Kilian (Musk Oud), Chanel (Allure Homme Sport и Chance). Владельцы нью-йоркского бренда Aedes de Venustas Роберт Герстнер и Карл Брэдл пошли еще дальше: предусмотрели рефиллы для трэвел-версии одноименного аромата. В большинстве случаев рефилл выглядит скромной бутылочкой и предназначен либо для переливания в оригинальный флакон, либо просто для смены внутреннего израсходованного блока на новый. 

В поисках рефиллов ухаживающей косметики можно отправиться, например, в L’Occitane за знаменитым миндальным маслом, очищающими гелями для рук или пенкой для лица из серии Immortelle (все в объеме 500 миллилитров). Можно также обратиться к продуктам японской марки Bioré, которую в этом году начали продавать в России, и выбрать пенку для умывания, салфетки для снятия макияжа или гель для душа. Все это, разумеется, с наличием сменных блоков. Рефиллы средств для ухода за волосами есть у Tsubaki, Moltobene и уже упомянутого L’Occitane.

Конечно, азиатская косметика явно выигрывает по числу рефиллов. Так, например, японская корпорация КАО (помимо Bioré производящая еще целый ряд брендов бытовой химии) благодаря сменным блокам смогла на 10% заменить пластик на полиэтилен, добытый из растений. Что, в свою очередь, помогло сократить количество выбросов углекислого газа на 12%. А вот Thierry Mugler обращается к переработанным материалам, поэтому все рефиллы и картонная упаковка для них изготавливаются с минимальным вредом для окружающей среды.

В свете стремления бьюти-брендов поддерживать состояние окружающей среды рефиллы — изобретение полезное. Для большинства пользователей не так принципиально каждый раз открывать новый флакон полюбившегося средства. Поэтому идея заново заполнить условный контейнер тем же содержимым, пока хранящимся в более простой упаковке, имеет право не только на жизнь, но и на поддержку и развитие. Пожалуй, и я сама, когда закончится очередной флакон духов, предпочту покупку чего-то приносящего пользу не только мне, но и — как бы пафосно это ни звучало — всему миру. Ведь на рефиллы возложена глобальная миссия: приучить нас к бережливости. Как к личной, так и к общественной. Да и вообще, косметика способна много чему научить. Но об этом в другой раз.

Фото: архив пресс-службы

Текст Евгения Троицкая