Фото Эрик Панов, Стиль Маргарита Зубатова

Алексей Любимов
21 год, актер, ассистент педагога школы-студии МХАТ

В три или четыре года я сообщил маме, что буду актером, и с тех пор решения не менял. После уроков ходил на занятия в театр «Зазеркалье». А ближе к выпускному приятель буквально за руку отвел меня на подготовительные курсы школы-студии МХАТ. Я поступил, попал на курс Дмитрия Владимировича Брусникина.

На последнем курсе Брусникин предложил ассистировать ему в школе-студии после окончания. Я согласился, совершенно не понимая, на что иду и как это будет. А главное, с большим вопросом к себе: чему я могу научить. Преподавать я начал с сентября. Иерархия у нас такая: Брусникин — мастер, его слово самое веское, к нему прислушиваются не только студенты, но и старшие педагоги: Леша Розин, Сережа Щедрин, Юра Квятковский, Яна Гладких. Все они бывшие студенты Дмитрия Владимировича. У нас — недавних выпускников — миноритарная доля высказывания. Но думаю, студентам с нами комфортно, ведь разницы в возрасте почти нет. В первый год обучения студенты готовят этюды на тему предметов, животных, игрушек — да чего угодно. Одна девушка, например, изображала свечу, которая горит и потихоньку тает. Сначала свеча радуется, что дарит людям свет, а потом вдруг осознает, что уже почти догорела и скоро умрет. Были еще этюды «Нога», «Патефон», который выяснял отношения с иглой, «Полицейский», который превращался в мусорный пакет. Все это студенты придумывают сами. Во время занятий я даю свои комментарии, объясняю, как сделать этюд лучше, а если надо, и поругать могу.

Актерской карьере преподавание не мешает, разве что ставит меня перед выбором, спать восемь часов или четыре. И мне это очень нравится: взаимодействие со студентами, проба себя в новой роли позволяют мне многое понять про самого себя. Когда других учишь играть, понимаешь, что сам профессионально делаешь неправильно. Кроме того, когда нужно объяснить студенту, что в его этюде хорошо и что плохо, это учит четко формулировать мысли и замечания. Ну и это дополнительный тренинг — нужно же держать себя в форме. 

Вообще в актерстве связь между студентами и мастером неимоверно крепка. Мы с выпускниками моего курса хотели сохраниться как труппа, продолжать работать вместе и после школы-студии. Каждый курс стремится стать театром, но это почти никому не удается. Но Дмитрий Владимирович верил, что мы должны стать театром. В результате департамент культуры Москвы еще при Сергее Капкове оставил нас вместе, и сейчас мы как труппа прикреплены к театру «Человек», у нас контракт на год. Там мы играем спектакль «Наташина мечта» плюс другие постановки на разных площадках Москвы. Это правда нехилое достижение — когда ясно, что труппа настолько хороша, что выделяется финансирование, которое покрывает зарплаты не только актерам, но и режиссеру, осветителям и еще огромному количеству людей.

Ты никогда не сделаешь ничего
значительного и важного из-под палки,
потому что кто-то сказал, что так надо

Сейчас мы с однокурсниками готовим спектакль «Девушки в любви» в театре «Практика», премьера в июне. Его ставит Алиса Кретова, она тоже с моего курса, училась на актерском, но сразу было ясно, что у нее режиссерский талант. Я рад, что ей доверили эту работу, потому что мы все говорим на одном языке, понимаем и принимаем Алисины условия игры. Пьеса, считайте, в духе времени. О том, что человек любит, потому что вроде бы нужно же кого-то любить. Когда есть установка: я девушка, значит, рядом со мной должен быть мужчина — пусть он меня бьет, но ведь он же рядом, он же мой. История про двух девушек, которые живут вместе, строят какие-то отношения, но на самом деле любят искренней, настоящей любовью только друг друга — не романтически, а просто по-человечески. Но они этого не понимают, не видят ценности их отношений. Мне кажется, важно о таких вещах говорить и круто иметь к этому отношение. 

Это близко к моему собственному отношению к жизни: ты никогда не сделаешь ничего значительного и важного из-под палки, потому что кто-то сказал, что так надо. Я не стараюсь сейчас понять, чего по-настоящему хочу, и не заглядываю слишком далеко. Мне сложно сказать, кем я стану лет через десять. Одно знаю точно: я хочу и буду работать. Может, однажды попробую свои силы за границей — буду учиться или работать. У меня есть четыре направления: Польша, Германия, Англия, Америка. Язык не помеха: сейчас у меня свободный английский, то есть правда свободный, и я готов учить другие языки.

Я выкладываюсь по полной, выходные у меня бывают довольно редко. Когда они случаются, стараюсь выспаться, восстановить силы, отвлечься от дел. Я не ходок по вечеринкам, но довольно часто обнаруживаю себя на театральных тусовках, например в «32.05» или клубе «Мастерская». Там всегда встречаю знакомых. Мне нравятся такие выходные, я немного исследую город, какое-то время провожу один и гуляю — Москва же совершенно удивительная, нахожу вдохновение в каких-то городских ситуациях для тех же этюдов.

ADIDAS/NMD