Презентация Dasha Stravinsky.

Людмила Норсоян — дизайнер и преподаватель моды, основатель новой учебной платформы Fashion Factory в культурном центре ЗИЛ, где студентов будут готовить к всесторонней работе в мире моды. Читает курсы лекций об индустрии моды и технологиях производства трикотажа на программах MBA «Индустрия моды» МГУ им. Ломоносова, «Бренд-менеджмент в индустрии моды» НИУ — Высшая школа экономики (Fashion Consulting Group), «Дизайн одежды» British High School of Art and Design.

В понедельник перед входом в Манеж сначала изображаю звезду стритстайла перед парочкой чудаков с камерами и влетаю в здание под одобрительные рукопожатия охраны — парни годами сотрудничают с Неделей моды и наизусть знают всех нас, бедолаг. Лучшие критики Москвы могут позавидовать точности и сочности разбора показов из уст этих суровых «солдат, не знающих слов любви».

Несусь по холлу, отмечая краем глаза, что визуально все на высшем уровне: красивые девочки, нарядные мальчики, эффектные партнеры. В восторге замираю на стенде Даши Стравинской — такое я видела только на самых первоклассных выставках мира, уровня Bread & Butter. Мультимедиа-презентация с элементами сайенс-арта, QR-этикетка, технологичные ткани — это такая редкость не то что на отечественном, но и на мировом рынке, так что от изумления едва не забываю посмотреть собственно платья. Но и тут все прекрасно: силуэты, крой, пошив. Бедная Даша, попав в сети моего любопытства, улыбается, рассказывает, отвечает на скучные вопросы про идею, экономику, организацию. С удовольствием напрашиваюсь на продолжение знакомства и еще даже не подозреваю, что через несколько минут сочту ее единственную достойной уровня MBFWR и вообще звания молодого русского дизайнера. Вот как только войду в зал.

ПОКАЗ ВЫПУСКНИКОВ БВШД

Московский птичий базар щебечет вовсю, зал забит битком, всем страшно волнительно: показываются лучшие из лучших (Британка умеет презентовать все лучшее!) выпускников. Мои студенты, между прочим. С кем в Facebook часами переписывалась, с кем на Патриарших круги нарезала, а с кем и в «Мари Ванне» под клюковку производственные проблемы обсуждала. Несладко им со мной было — несладко и будет. То ли буду на всех углах трубить, то ли скромно открещусь от знакомства и выкину из памяти.

С белого подиума снимают целлофан — словно фата с невесты летит. Драматично надрывается нечто музыкальное, неоновые браслетики и подошвы кроссовок сияют в темноте. Несется душа в рай!.. Но на этом романтика заканчивается, пошли страсти-мордасти.

Коллекция первая: модный твид, скучный шифон, нежное кружево, попытка самостоятельного взгляда на вещи. Расслабленный крой брюк и топов, купальники для вечеринок у бассейна и… все, на этом бы остановиться. Остальное, безусловно, имеет право на жизнь, но не на подиум.

Коллекция вторая: плотные ткани, печальные цвета, традиционный силуэт «летящий по ветру мешок». Робость и осторожность сковали дизайнера — и убили очарование дебюта.

Коллекция третья: неон, неопрен, жесткие формы, набор предметов без адреса и цели. И неожиданный последний образ пиарщицы средней руки. Куда делось обаяние и чувство юмора дизайнера — загадка.

Коллекция четвертая: Romeo Gigli для бедных. Эдакие, в стиле фильмов Сокурова, Средние века, только вот манекенщицы лихо размахивают юбками, как первоклашки на переменке. Еще и бубенчики в волосах… 

Четыре неглупых взрослых девушки, четыре коллекции, полсотни выходов. И ни малейшего желания прорваться за подиум с криком: «Продайте мне это немедленно!» Впечатление от кроя и пошива в русле печальной московской традиции «сделано на коленке». И самый непростительный грех для любого работника моды — скука смертная.

ПОКАЗ УЧАСТНИКОВ CONTRFASHION

Перехожу на показ Contrfashion. По рядам здоровается с гостями Михаил Вильчук, главред Geometria.ru, вдохновитель Contrfashion, среди участников которого есть опять же и моя студентка. Милая барышня покорила однажды меня и мою команду ответом на извечный вопрос «Зачем пошла в моду?». «Зарабатывать!» — выпалила она тогда безрассудно.

Повторяется таинство снятия фаты с подиума, начинается крепко сколоченная по канонам модных шоу массированная атака на психику зрителей.

Коллекция первая: на экране кровавые видеострасти, на подиуме драматическое красное-черное, в ушах тоже нечто громкое, призванное тревожить и нагнетать. Больше сказать нечего, хочется засмеяться и попросить смыть кетчуп с экрана.

Коллекция вторая: черно-белая красота, как ее понимают девчонки из рабочих пригородов. Четко выраженное понимание массового потребителя можно только приветствовать, но к подиуму это, конечно, не имеет ни малейшего отношения.

Коллекция третья: разруха в силуэтах, художественный мусор в волосах моделей, многозначительное «ничто и нечто». Удивительно, как можно было создать впечатление сплошной серости, используя сочное разноцветье.

Коллекция четвертая: по ушам бьет своеобразный марш победителей, настраивая на мощные впечатления. На подиуме — сплошной роковой образ мыслей — лимфатические бабочки в рогах из бус, недоодетые медузы-горгоны и потрепанные русалки в седых кудрях до попы. До «Цирка дю Солей» не дотягивает, а для московского подиума сойдет?

Коллекция пятая: я еще никогда не видела, чтобы так калечили любимый мой трикотаж. Модели бродят по подиуму под завывания — мне слышатся в музыке вой и жалобы безвинно загубленных материалов.

Коллекция шестая: подвывать уже тихонько начинаю я. Снова «брутальность, грязь, секс, кровь», мальчики-модели по мере сил стараются соответствовать явно поставленной перед ними высокохудожественной задаче. Ни к моде, ни к реальной брутальности, грязи, сексу и крови отношения это не имеет ни малейшего.

Коллекция седьмая: апогей. Под жуткие завывания музыкального сопровождения по подиуму корячится распятая на ходулях-корабельной мачте девица, не прошедшая кастинг в малобюджетный фильм ужасов. За ней шагают такие же псевдоинфернальные нечто, стройные ряды ужасов нашего модного местечка замыкает девица с клетками. В ее руках бьются совы.

Финал: на подиуме певица заходится в сильнейшем вокализе. Я слышу реквием по мечте о прекрасной российской моде. Зал же заходится в пароксизме восторга.

В изнеможении выхожу из зала и даже не задаюсь вопросом: а какое отношение все это представление имеет к подиуму, к моде и к MBFWR? Хочу, оставаясь на уровне драматизма вечера, опустить вниз большой палец и потребовать немедленно ввести запрет на профессию.

Показ Biryukov

Мир возвращается на круги своя через несколько минут, когда стартует показ Олега Бирюкова. В зал набивается толпа поклонников дизайнера. Охрана, как всегда, профессионально и предупредительно пропускает гостей. Команда MBFWR тоже на высоте. Несмотря на то, что девочки и мальчики явно новенькие, они очень внимательны, точно и четко реагируют на ситуации и толково решают вопросы. Безупречна Лена Кулецкая — в качестве хозяйки она контролирует ситуацию, руководит командой и, к моему удовольствию, задает достойный тон. Москва, Манеж, MBFWR, все на высшем уровне — осталось только сшить и показать достойные коллекции… Эх, размечталась.

Тем временем мимо проносится Олег в безупречном костюме (впервые вижу его таким GQ-красавцем), Коля Артемичев проверяет удобство рассадки гостей, и показ стартует. Наверно, на этот показ стоило принудительно привести всех до единого «предыдущих ораторов», дать наглядный урок, как чувство личного достоинства, умноженное на профессионализм и любовь к женщине, дают в результате гордость отечественной моды.

11 громких истерик против одного спокойного грамотного высказывания. Да, мне выговаривали, что речь идет о начинающих. Но если вышел на подиум — ты дизайнер. Твоя цель — показать модную, хорошо сделанную, коммерчески целесообразную коллекцию. Остальное — скучные оправдания на потеху толпе.

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением преподавателя.

Фото: Архив пресс-службы.