«Дипан»
реж. Жак Одиар

«Золотая пальмовая ветвь» последнего Каннского фестиваля, новый фильм Жака Одиара или картина, которой вручили первый приз братья Коэн, — «Дипан» каждого заманивает по-своему. Дипан — паспортное имя беженца из Шри-Ланки, который приезжает во Францию с не своей женой и чужой дочерью и учится выживать в новых условиях. По сути, это мощнейшее полотно о жизни как борьбе, темном прошлом серого настоящего, о любви там, где этого совсем не ждешь, и о стремлении человека к благополучию. Выстрелы, погони, серые окраины, французский язык с плохим произношением — Одиар снимает решительное, ритмичное, захватывающее, сложное кино об условности границы варварства и цивилизации и о том, что каждому больше всего хочется, чтобы его прижали к сердцу и погладили по голове.

 

«В сердце моря»
реж. Рон Ховард

Мощная и красивая киноистория, в основу которой легли реальные события, вдохновившие Германа Мелвилла на главный роман его жизни «Моби Дик». «В сердце моря» строится вокруг истории борьбы за жизнь экипажа судна «Эссекс», которому угрожает огромный кит — всесильный и почти мифический. Брызги, натяжения каната и гонор человека, считающего себя хозяином природы, — режиссер «Игр разума» снимает поэтичную и напряженную битву людей и моря так, что не хочется моргать.

 

«Шпионский мост»
реж. Стивен Спилберг

Новый фильм Стивена Спилберга о шпионском скандале в разгар холодной войны. В 1957 году американцы задерживают советского шпиона и теряют своего разведчика в воздухе над СССР — сверхдержавам с ядерными бомбами предстоят длительные переговоры о двустороннем обмене людьми, которые слишком много знают. В центре истории — фигура страхового агента (Том Хэнкс), который вместо официальных лиц ведет переговоры со стороны США. Фильм Спилберга не только держит в напряжении от титров до титров, но и близко подбирается к той политической картине мира, в которую мы погружаемся 60 лет спустя.

 

«Страна ОЗ»
реж. Василий Сигарев

Один из главных современных российских режиссеров, известный фильмами мрачными, критическими и жесткими, снимает новогоднюю комедию, которая имеет все шансы стать отечественным хитом — и не потому, что старается всем угодить. Шутит Сигарев зло и метко, его история — о нескончаемом путешествии гоповатой Лены из Малой Ляли по Екатеринбургу и окрестностям. За несколько лютых и снежных дней она повстречается почти со всеми российскими архетипами, которые с гоголевских времен не перестали быть отчаянно смешными и пронзительно горькими одновременно. «Горько», — может подумать зритель, выходящий из зала, и будет прав: фильм Сигарева не пытается понравиться, он просто есть, как есть страна вокруг нас.

 

«Ма Ма»
реж. Хулио Медем

Последний фильм испанского режиссера Хулио Медема, от которого после слабоватой «Комнаты в Риме» пять лет ничего не было слышно. История в «Ма Ма» трагичная и простая — у Магды, жены и матери, находят опухоль в груди, которая меняет всю ее жизнь. Пенелопа Крус играет здесь испуганную, любящую и борющуюся женщину, которая не знает, сколько ей осталось и как ей провести то ничтожно малое время, что ей отпущено.

 

«45 лет»
реж. Эндрю Хэй

Новый британский фильм, который кому-то, возможно, повезло увидеть на недавнем фестивале британского кино. «45 лет» — драма о пожилой паре, которая готовится к годовщине и за неделю до праздника получает письмо из прошлого. В горах найдено тело бывшей девушки главного героя, которую накрыло лавиной 50 лет назад. Подозрения и недомолвки, беспокойство и усталость, романтика и обида — главные герои будут постоянно подвергать сомнению свою совместную жизнь и опыт, переживая внезапные новости. Тонкие диалоги и сложные отношения главных героев (в исполнении невероятной Шарлотты Рэмплинг и Тома Кортни) напоминают лучшие фильмы об отношениях и семье Кассаветеса и Бергмана.

 

«Про любовь»
реж. Анна Меликян

Новый фильм Анны Меликян, которая совсем недавно сняла «Звезду», и главный приз «Кинотавра» этого года — несколько вроде бы легкомысленных новелл о любви, которую ждут, теряют и добиваются в амбициозном, богатом и негостеприимном городе. Меликян снимает действительно лучших актеров — от всем известных Ренаты Литвиновой, Михаила Ефремова и Евгения Цыганова до совсем юной Александры Бортич, непосредственной Марии Шалаевой и Юлии Снигирь. Смешные любови получаются искренними и человечными, к тому же режиссеру, кажется, одной из немногих удается снимать Москву так, какой ее видят люди, активно познающие город, и даже символические достопримечательности не кажутся в «Про любовь» открыточными и пустыми.

 

«Реальная цена моды»
реж. Эндрю Морган

 

Документальный фильм на тему, которую давно пора было поднять силами съемочных групп и острых интервью. Всем известно, что недорогая одежда масс-маркета производится в развивающихся странах. Мы слушаем вполуха новости о 16-часовом рабочем дне и копеечных зарплатах, но это действительно надо увидеть своими глазами, прежде чем покупать очередное пальто на следующей распродаже. Фильм Эндрю Моргана о практически рабском труде с риском для жизни для миллионов неграмотных женщин, о загрязнении планеты пластиком, о многомиллиардной индустрии, для которой капитализм — наступивший рай на Земле. От катастрофы в Бангладеш до рекламной кампании люкса — фильм «Реальная цена моды» говорит о неэтичности современного консюмеризма. Как листовка с призывом к действию, такое кино — первый шаг к осознанию собственного выбора и потребительских решений.

 

«Невероятная тайна Лулу»
реж. Эрик Омон

 

Среди сонма угловатых, псевдопатриотичных, спекулятивных или церковнославянских мультфильмов, которые каждый год скармливают нам в рождественские каникулы, выходит невероятно остроумный, красиво нарисованный и хитро скроенный французский мультфильм. Лулу — волчонок, который отправляется на поиски мамы в Страну волков вместе с кроликом Томом. Они оба еще дети, поэтому пока не знают разницы между хищниками и травоядными. Премия «Сезар» за лучший мультфильм и десятки страннейших персонажей с незабываемым репликами вроде «Мы здесь на фестивале плотоядия!» — на «Лулу» можно спокойно идти с детьми или с самим собой, если ты еще ребенок (окружающим об этом можно не рассказывать).

Фото: архивы пресс-служб

Текст Алиса Таежная