Держать удар: 7 фильмов о девушках, которые не боятся драки

«Грайндхаус»
реж. Роберт Родригес и Квентин Тарантино, 2007

Дилогия Тарантино и Родригеса, вдохновленная эксплуатейшном 1970-х и культурой копеечных кинотеатров на 42-й улице, выходила в прокат по отдельности, что невероятно обидно. Дабл-фичер, то есть просмотр фильмов один за другим — обязательное условие удовольствия от «Грайндхауса», как приторная шипучка с попкорном. Раскаленные головы, хрустящие кости, густая кровь, стекающая по экрану, — вооруженные до зубов бесстрашные крошки с гибкими телами вершат справедливость, защищают детей и мстят за подружек с теми лицами, которые на полном серьезе последний раз им рисовали на афишах 40 лет назад.

И совсем забытое удовольствие — между фильмами зрителя вымышленного грайндхауса развлекают трейлеры, к сожалению, неснятых фильмов: бессмысленных в той же степени, что и беспощадных.

 

«Крепкий кофеек» и «Фокси Браун»
реж. Джек Хилл, 1974

Что можно сказать о человеке, чья фильмография состоит из фильмов с названиями «Сестрички с выкидными лезвиями», «Кровавая баня», «Мир замочных скважин» и «Ребенок паука»? Что он как минимум ярко и весело провел самые плодотворные годы своей жизни. Афроамериканская суперзвезда эксплуатейшна Пэм Гриер играет у Джека Хилла то Коффи, то Фокси (между ними, вы уже догадались, не так много различий), стреляет на поражение и выглядит как богиня танцпола «Студии 54».

Голый живот, большая грудь в коротко завязанной рубашке с широким воротом, пестрые брюки клеш — когда получается отвести взгляд от Пэм, видишь или глянцевые тачки, или злодеев в кожанках, или «Чёрных пантер» с круглыми афро, готовых ввязаться в уличную войну с наркобаронами. Нехитрое кино Хилла работает как вредный и быстрый углевод: мгновенно бросает зрителя в космическую радость от диалогов, невероятного переигрывания и похотливого диско на фоне. После хочется проглотить еще десяток славных, вульгарных и бездумных фильмов, где героинь звали бы Кофеек или Лисичка, а злодеи падали бы на землю, шепча: «Какая ты грозная, детка!»

 

«Ангелы Чарли»
реж. МакДжи, 2000

Для американцев «Ангелы Чарли» — долгоиграющая телеклассика, которую показывали в дневное время в мохнатом году и 15 лет не могли остановиться. Миллениум, когда вышел полнометражный фильм, сам по себе кажется мохнатым годом — фабричные развлечения наших дней редко могут позволить себе быть такими безобидными и непритязательными. «Ангелы» вышли в меру дурацким и очень забавным кино, смотря которое чувствуешь себя счастливым ребенком, а не бестолковым старшеклассником.

Тройка ангелов Чарли, мини-отряд из Дрю Бэрримор, Люси Лью и Кэмерон Диас, разговаривает со своим невидимым боссом Чарли через микрофон, встречается с его представителем (привет, замечательный Билл Мюррэй), выполняет десятки трюков в день и не боится высоты, глубины и восточных единоборств. В нулевые было снято несколько сотен экшен-комедий, но трио Дрю, Кэмерон и Люси в черных костюмах и кожаных комбинезонах все еще кажется отличной идеей на дурацкий вечер, а компьютерное огненное пламя почему-то продолжает щекотать и согревать.

 

«Девушка возвращается одна ночью домой»
реж. Ана Лили Амирпур, 2014

Она вампир, и это нормально. Черноглазая девушка возвращается одна ночью домой, не оглядывается и не боится — ночью в Плохом городе у нее достаточно занятий. Если иранская девушка снимает вампирский фильм в Америке, это надо видеть — примерно с таким вердиктом о дебюте Аны Лили Амирпур выступили критики на кинофестивале в Сандэнсе. В «Девушке» полно сцен, взятых напрокат у разных поколений американских независимых, главные герои говорят на фарси, а черно-белые уличные планы снимали в пустом калифорнийском пригороде.

Фильм Амирпур, как и шведский «Впусти меня», «Зависимость» Феррары или «Выживут только любовники» Джармуша, — тот вид вампирского авторского кино, которое притворяется чем-то простым, чтобы на понятном примере рассказать о сложном: привязанности, страхе потери и фатальной страсти. Смотреть это кино хочется еще и потому, что в анамнезе главной героини вообще отсутствует страх: да, реальность кусается, но девушка всегда кусается сильнее.

 

«Нокаут»
реж. Стивен Содерберг, 2012

Если Стивен Содерберг берет своих героинь крупным планом, весь мир обязан подождать. Джулия Робертс в роли Эрин Брокович — самая великая в мире мать и юрист и вообще единственная женщина на свете, пока идет фильм, а порнозвезда Саша Грэй из «Девушки по вызову» — манипулятор вселенских масштабов. Только Содербергу может прийти в голову снять фильм о спецагенте, которая отомстит за предательство самым заметным мужчинам Голливуда — Фассбендеру, Макгрегору, Татуму и Бандерасу — и при этом появится из ниоткуда и сгинет в никуда.

Спортсменка и каскадер Джина Карано в главной роли замечательна тем, что сама выполняет все трюки и дерется люто и быстро, играя мускулами и замирая в шпагате. Выглядит она как самая обычная девушка из качалки, которой угрожает весь род мужской. «Нокаут» в какой-то степени работает как удар в солнечное сплетение: пока звенит в ушах, а перед глазами мельтешат лица главных голливудских мужчин, дыхание застывает с первого кадра и до последнего: что это было? боже, как классно! а где взять еще?

 

«Их собственная лига»
реж. Пенни Маршалл, 1992

Народный американский фильм о бейсболе, понятно почему не сильно популярный в России, «Их собственная лига» заслуживает внимания по множеству причин. Первая — даже среди ролей Мадонны в кино (а у нее есть пара невероятных камео) нельзя упустить ее в бейсбольной форме и широких шортах по колено, выдающую дворовые реплики с выговором деревенщины. Вторая причина — история с девичьей бейсбольной лигой происходила на самом деле, и в этой комедии полно деталей о послевоенной Америке и обществе на пороге перемен.

Третья — если пытаться понять правила бейсбола (что получится не сразу), лучше и правда начать с фильма «Пенни Маршалл». Что «в бейсболе не место плачу», тренер почти всегда прав, а повторение — мать учения — суть примерно каждого спортивного фильма, но в «Их собственной лиге» эта мораль обыгрывается хором дюжины обаятельных девчонок, которые, кажется, и сами не догадываются, какие они бесстрашные и особенные.

 

«Девушка с пистолетом»
реж. Марио Моничелли, 1968

Для фильма достаточно девушки и пистолета, особенно если девушка — это Моника Витти. Марио Моничелли нагло и на широкую ногу снимает фильм о мести и долгой дороге из Сицилии в Великобританию. Ассунта, соблазненная коварным Виченцо, приезжает в поисках обманувшего ее мужчины с маленькой пушкой за пазухой. Она бродит по мокрым улицам Лондона и попадает на местный матч регби, заплетает волосы в косу до попы и цепенеет от вида мужчины в килте.

В комедии Моничелли много шуток про британские чаепития и итальянский темперамент: это в первую очередь необязательный и заразительный фильм из музея невинности 1960-х, безумный ребенок от противоречивого союза итальянского и британского кино. Волоокая Моника Витти в лондонской гостиной кричит на итальянском «Выпущу пулю тебе между глаз!» — так могло выглядеть «Фотоувеличение», если бы его задумали комедией.

Интервью
Добавить комментарий