Бестолковая постоскаровская неделя, на которой тем не менее можно найти что-то для любителя любого жанра. Неожиданный Уилл Смит в любовном мошенническом триллере, байопик Стивена Хокинга с получившим на днях «Оскар» Эдди Редмэйном и Светлана Ходченкова как гроза девственниц.

«Фокус»

Уилл Смит как-то признался, что лучший совет, который ему дали в начале карьеры, — выбирать сайенс-фикшны, с ними в наше время не прогадаешь. Актер так и сделал и заработал кучу денег на «Дне независимости» и «Людях в черном». Кассовый провал «После нашей эры» (а не надо было связываться с М. Найтом Шьямаланом) двухлетней давности убедил Смита, что можно отвлечься на что-нибудь менее напичканное спецэффектами, и появился «Фокус» — триллер о виртуозном мошеннике, вытаскивающем миллионы из совсем не беспечных богатых людей, потому что он умнее, смелее, интереснее, в общем, он Уилл Смит. В «Фокусе» есть несколько несуразностей (герой нелогично и некрасиво бросает главную сейчас блондинку du jour Голливуда Марго Робби из «Волка с Уолл-стрит», чтобы потом ходить за ней с щенячьим взглядом — не совсем понятно, зачем бросал), но вообще это обычное красивое кино, за которым иногда даже увлекательно следить, не больше.

Смотреть вместо: «Отпетые мошенники» (1988)


Стив Мартин и Майкл Кейн не могут поделить сферы влияния на Французской Ривьере, отбивая друг у друга богатую наследницу (Гленн Хедли), которая сама обводит их вокруг пальца. Изящнейший и очень смешной мошеннический триллер, лучше которого в этом жанре так ничего и не снято.

«Вселенная Стивена Хокинга»

Как это теперь водится, фильм о знаменитом астрофизике — не столько традиционный байопик начиная с рождения героя, сколько история его знакомства с первой женой Джейн, по мемуарам которой снято кино, как раз когда он узнал о своей неизлечимой болезни. Уведший буквально из-под носа у Майкла Китона «Оскар» за эту роль Эдди Редмэйн рассказывал в интервью, что ему привязывали руки и «роняли», чтобы он рефлекторно не выбрасывал перед собой руки во время сцен приступов, так что актер заслужил все похвалы в свой адрес. Для одних зрителей это тяжелое зрелище, для других — наоборот, духоподъемное, потому что представить себе более позитивное зрелище, чем благодарно смотрящего на подаренные ему годы жизни Хокинга, невозможно. Ну и когда разговаривают умные люди, получаются прекрасные диалоги: «А чем вы занимаетесь?» — «Я космолог». — «Что это?» — «Что-то вроде религии для интеллигентных атеистов».

Смотреть вместо: «Хокинг» (2004)


Забавно, что Бенедикт Камбербэтч, бывший соперником Редмэйна на последнем «Оскаре» с ролью другого известного англичанина Алана Тьюринга в «Игре в имитацию», 11 лет назад сыграл знаменитого астрофизика (как и Джулиана Ассанжа, и Ван Гога, и Хамфри Богарта, если вспоминать реально живших персонажей) в телевизионном фильме, который интересно посмотреть и сравнить со свежей киноверсией.

«Кровавая леди Батори»

Леди Батори в последнее время стала этакой женской версией Влада Цепеша — она тоже из Восточной Европы, любила попить крови подданных в прямом смысле и хорошо смотрится в готическом хорроре. Светлана Ходченкова играет кровавую графиню в полном соответствии с нынешним помешательством на молодости — женщины настолько хотят быть как можно дольше молодыми, что где-то подсознательно они оправдывают злодейку, хотя и не признаются в этом. Фильм тем не менее не очень интересен — такая роль хорошо бы подошла Анджелине Джоли с ее «готическим» прошлым или Джессике Честейн. Ходченкова в этом контексте в роль никаких дополнительных смысловых пластов не привносит.

Смотреть вместо: «Остаться в живых» (2006)


Доказательство, что леди Батори просто создана для хорроров. Девять лет назад режиссер Уильям Брент Белл снял молодежный ужастик со звездами не первой величины Джоном Фостером, Фрэнки Мунисом и Майло Вентимильей о компьютерной игре, посвященной графине-убийце. Ее неожиданно играет тоже русская, Мария Калинина, еще в конце 1980-х победившая в первом конкурсе «Московская красавица». Что только подтверждает: все народы восточнее Австрии для западных кинематографистов — одно племя.

«Простушка»

Романтическая комедия про школу на все ту же тему замарашки, которую красивые подруги берут на вечеринки, потому что ни один парень не посмотрит в ее сторону. Естественно, по голливудским законам для дурочек, она проходит полную трансформацию и получает принца — главного красавца в школе, который умеет разговаривать мышцами груди. То есть это фальшивое кино про фальшь.

Смотреть вместо: «Дрянные девчонки» (2004)


Тина Фей написала сценарий этого великого фильма и сыграла в нем учительницу, пытающуюся хоть как-то приспособить нормы цивилизованной взрослой жизни к четко выстроенной структуре американской школы, где каждый человек классифицирован по внешности, стилю, вкусам и социальной адаптированности. История о девочке-аутсайдере, быстро становящейся королевой пчелиного улья, сделана как сюжет о выживании в дикой природе, и с тех пор ничего лучше на эту тему снято не было.

«Эверли»

 Хоррормейкер Джо Линч, начавший свою режиссерскую карьеру с «Поворота не туда 2», снял один из самых эффективных триллеров из возможных. Есть звезда Сальма Хайек с пушкой, есть квартира и люди, пытающиеся туда проникнуть и убить героиню за то, что она предала мужа-мафиози. Условность такой нехитрой конструкции (соседи не жалуются?) не может не быть обыграна ее создателями — в какой-то момент Хайек понимает всю нелепость и дешевизну проекта, и начинается чистая издевательская игра в жанр с подмигиваниями: вы же понимаете, что мы тут не всерьез?

Смотреть вместо: «Коломбиана» (2011)


«Эверли» смотрится так, будто сделана на конвейере продюсера Люка Бессона, который как никто умеет выжать максимум из темы «разозленная женщина с пушкой». Боевик с Зои Салданой, мстящей за убийство родственников, можно считать эталонным — чего стоит хотя бы сцена, где она добровольно попадает в тюрьму, чтобы выбраться из камеры и убрать обидчика.

«Книга жизни»

Спродюсированная Гильермо Дель Торо и напоминающая раннего Тима Бёртона сказка для зрителей старше шести лет, в которой герой умирает, попадает во что-то вроде рая (каким его себе представляет ребенок), но не может забыть любимую девушку. Тот самый случай, когда с детьми можно говорить о смерти легко и даже местами весело.

Смотреть вместо: «Битлджус» (1988)


В свое время молодой (еще до первого «Бэтмена») режиссер Тим Бёртон задал правильную интонацию в описании смерти как о досадной неприятности, с которой можно иметь дело, если чуть-чуть приложить усилия и иметь чувство юмора.

Текст Геннадий Устиян