Расскажите про свое выступление на фестивале Flow. Вы готовите какой-то особенный сет?

Я любое свое выступление воспринимаю серьезно. Каждый раз стараюсь подготовить специальный сет, где бы ни играл, — и в том числе на Flow. Но как показывает опыт, подготовить диджейское выступление можно только до определенной степени. Круто получается, только если ты экспериментируешь и плывешь по течению, реагируешь на публику. Иначе выходит слишком механически. Так что обычно подготовка ограничивается тем, что я выбираю первые два, максимум три трека, а дальше как пойдет.

 Мы тут исследуем теорию, что техно совсем перестало быть андерграундным жанром и теперь находится на равных позициях с поп- и рок-музыкой. Помимо других больших электронных музыкантов, на Flow вы делите лайнап с Моррисси, Игги Попом, Сией и так далее. Можно ли это понимать как подтверждение этой теории?

Я думаю, прямо сейчас на равных позициях с поп-музыкой и роком только EDM. Техно все же не настолько популярно и вряд ли когда-нибудь будет. Но это к лучшему. Согласен, техно выросло и стало более заметным. Berghain — совершенно легендарное место, которое, конечно, повлияло на это. Свою роль сыграли социальные сети и то, что диджеи стали воспринимать индустрию более серьезно. Появилось много техники и доступных инструментов, с помощью которых можно создавать электронную музыку. Теперь это дешевле, так что, если ты мечтаешь быть электронным музыкантом, теоретически стать им совсем не сложно, так что многие пробуют. Кроме того, наконец-то электронная музыка получила признание как форма искусства, и, в конце концов, танцевальная музыка — это весело. То же самое было во времена диско, просто история повторяется с техно. Молодежь хочет плясать. И так и должно быть. Мне сложно сказать, что будет происходить с электронной музыкой дальше, но я точно знаю, что интерес к EDM рано или поздно пропадет, а с техно ничего не случится.

А вы сами уже все вершины покорили? О чем вообще может мечтать электронный музыкант после выступления на «Коачелле», после получения премии за лучший микс года по версии BBC и, положим, десятилетия собственного лейбла (Бен Клок — основатель лейбла Klockworks. — Прим. ред.)?

То, что я получил премию BBC, безусловно, значило для меня гораздо больше, чем то, что меня позвали поиграть на «Коачелле». Там техно — какая-то совсем незначительная вещь, если сравнивать с Европой. Честно говоря, мне вообще не казалось, что это какое-то важное выступление. О нем вспоминают, ровно потому что «Коачелла» у всех на слуху. Но да, я добился многого из того, о чем мечтал. Думаю, цель — или даже вызов самому себе — это оставаться в строю, не терять актуальность. В этом смысле я все еще очень амбициозен, постоянно нахожусь в поиске новой музыки. И это никогда не меняется. А что касается Klockworks, это совсем небольшой лейбл, так что всегда есть потенциал для роста, можно еще столько всего придумать для шоукейсов Klockworks с точки зрения продакшна, визуальной части и просто общего процесса.

 Вы уже лет 10 выступаете на самых больших площадках мира. Отношение к работе за это время поменялось? Начинающие диджеи, которые занимаются этим как хобби, играют на андерграундных вечеринках для пары сотен друзей и единомышленников, но когда выходишь из подполья, эта связь между артистом и толпой, вероятно, теряется?

Конечно, связь с толпой ощущается по-разному, если сравнивать выступление перед пятью сотнями людей в клубе или на большой сцене перед 10 тысячами. Мне нравится это ощущение интимности в клубах, нравится чувствовать, что люди танцуют совсем близко от меня. Я поэтому всегда прошу промоутеров не устанавливать сцену слишком высоко или далеко от танцпола. Чувствуешь себя комфортнее, когда ты ближе к танцующим, и в конце концов и играешь лучше, потому что моментально улавливаешь, какая музыка лучше заходит. На фестивалях иногда тоже получается это уловить. Но не люблю я эти большие сцены для рок-групп. Ведь техно как жанр родилось из клубной культуры.

 Вот вы играете эти сеты в клубах по 15 часов. Как удается оставаться сосредоточенным и попросту не умирать?

Это не то чтобы большая проблема. Когда я за вертушками, я могу играть часами напролет и даже не замечать, как время идет. Гораздо сложнее, когда у тебя пять или десять выступлений подряд, все в разных странах, и ты почти не спишь между сетами. Перелеты — вот самая убийственная часть, а не сами сеты.

 А могли бы составить техно-карту мира? В том смысле, что Берлин, положим, техно-столица мира, а в Нью-Йорке всем наплевать на техно.

Очень круто наблюдать за тем, что сейчас происходит в некоторых странах Восточной Европы. У меня, например, были потрясающие впечатления от Софии и Тбилиси. То же самое происходит во многих городах Южной Америки. И Париж за последние пару лет стал одним из самых громких техно-городов Европы.

 А вы сами ходите в клубы просто тусоваться, когда не работаете? Есть у вас вообще любимые места в Берлине помимо «Бергхайна»?

У меня особо нет времени на вечеринки, потому что я всегда где-то играю. Моя работа — это моя персональная вечеринка. Короче, тусоваться я хожу очень редко. Я бы даже сказал, что так бывает, только когда я играю в «Бергхайне» предпоследним и не должен после этого ехать в другое место выступать. В этом случае я остаюсь до конца вечеринки, это всегда круто. Так что, к сожалению, не могу посоветовать какие-то еще места в Берлине, просто потому что я их не знаю. Я теперь мировой тусовщик, больше не эксперт по Берлину.

 Ну а что касается «Бергхайна» — вы же годами наблюдали людей в его стенах. Он не меняется? О «Бергхайне» сейчас, кажется, говорят гораздо больше, чем пару лет назад, и сходить туда пытаются все, кто оказывается в Берлине, — это такой must visit вне зависимости от твоего отношения к техно-культуре. Не кажется, что он стал техно-Диснейлендом для туристов?

Ну, для того и существует фейсконтроль, чтобы «Бергхайн» не становился туристической достопримечательностью для людей, которые с техно никак не связаны. Я всегда чувствую, что большинство людей, которые туда ходят, понимают эту музыку, знают о ней гораздо больше, чем в любых других местах мира. В «Бергхайне» всегда была и остается очень осведомленная аудитория.

 Вам никогда не хотелось играть какую-то еще музыку, отойти от ученого минималистичного стиля? Вообще статус техно-звезды вас в художественном плане не ограничивает?

Вопрос в том, как ты определяешь минималистичную музыку. Я на самом деле играю музыку в очень разнообразных стилях — просто в рамках одного жанра. Иногда играю более агрессивную музыку, иногда совсем железячную, а иной раз более мелодичную, уходящую в хаус. Все зависит от настроения. Если говорить о том, что я делать могу, а что нет, то я чувствую себя довольно свободно. Я на самом деле нахожусь сейчас в очень тепличных условиях, потому что я известен как диджей и не то чтобы прямо должен сам писать треки, если не хочу. Мне вообще не нужно ограничивать себя определенным стилем, могу все что угодно делать, когда сам занимаюсь продюсированием.

Бен Клок выступит 12 августа на фестивале музыки и визуальных искусств Flow, который ежегодно собирает в Хельсинки один из лучших лайнапов Европы. В программе Flow 2016 — Sia, Iggy Pop, Morrissey, Massive Attack, Jamie XX, Four Tet, FKA Twigs, Jeff Mills, Kamasi Washington, New Order, Goldlink, Ata Kak и еще около 100 музыкантов, а также полноценная арт-программа, дискуссионная панель о городской культуре и специальное меню от 30 лучших кафе и фуд-траков Хельсинки.

Текст Паня Кириллина