В 1989 году художник Николай Полисский решил убежать подальше от городской суеты и по крупице начал создавать свой рай на земле в «Никола-Ленивце». Прошедший впервые в 2006-м фестиваль «Архстояние» каждый год превращает окрестности деревни на реке Угре в декорации из фантастического фильма про неизведанные реальности. Им соответствуют и приглашенные музыканты.

Kymatic — 21:00
Сцена: «Трайбл»


В музыке московского секстета можно разглядеть отголоски многих стилей от эмбиента и джаза вплоть до любых возможных смешений. Группа обещает специальную программу, в которую также войдет ни разу не исполнявшийся в России живьем альбом пионера электронной музыки Терри Райли «A Rainbow In Curved Air» 1969 года выпуска.

Suokas — 22:00
Сцена: «Трайбл»


Один из самых недооцененных (пока что) исполнителей этого фестиваля — Сергей Суокас. Теперь, после выхода его полноформатного альбома «The New Cycle» на британском лейбле Prah, стало очевидно, что внутри каких-либо жанровых тэгов в духе техно и т. п. Суокасу места все меньше. Родившись в Карелии, Сергей на протяжении жизни разгадывал какой-то секрет, доступный для понимания лишь местным жителям, и теперь он пытается рассказать нам его через свою музыку. Сравнить его хочется лишь с загадочным немногословным шаманом, который сопровождает тебя по дороге к просветлению. Как поется в песне, скорее всего все еще играющей на карельских вокзалах, «Долго будет Карелия сниться с этих пор».

M. Geddes Gengras as Personable — 00:00
Сцена: «Трайбл»


Повелитель машин и прочих синтезаторов размером с холодильник впервые доедет до российских слушателей и представит программу своего сайд-проекта Personable. От остального творчества композитора этот проект отличает уклон в танцевальные ритмы, ну а кроме них, все те же немыслимые чудеса модульного синтеза, сопряженные с легкой подачей: на этот раз ровно в полночь карета превратится в космический корабль, советуем не опаздывать.

Lakker — 01:00
Сцена: «Зиккурат»


Возможно, лучшее музыкальное сопровождение для того, чтобы навсегда раствориться где-то на дне темного океана. Дублинский дуэт, сейчас базирующийся в Берлине, уже является частью семьи R&S Records. С 2014 года они успели выпустить там аж семь пластинок.

Андрей Морозов, музыкальный директор «Архстояния»

Музыкальный директор «Архстояния» Андрей Морозов так объясняет разделения на две сцены: «Первоначальный принцип здесь — противопоставление: „Зиккурат“ как очаг мрачной индустриальной электроники, саундтрек к антиутопии, и „Трайбал“ как спасение и уход к чему-то первозданному, побег от техногенной цивилизации. Lakker в этом смысле оказались до некоторой степени дилеммой: их музыка то и дело балансирует между грубым индустриальным техно, созвучным с почти что сказочной идиллией, затерявшейся где-то между лесными чащами и пением морских сирен. Впрочем, мрачная составляющая все-таки перевешивает и, наверное, не в последнюю очередь из-за бэкграунда участников: например, Ян Макдоннелл в рамках своего сольного проекта Eomac сочиняет диковатое атональное техно, в любви к которому признавался Афекс Твин».



Demdike Stare — 02:00
Сцена: «Зиккурат»


Считалось, что когда-то самые могущественные британские ведьмы проводили свои сборища в Пендл-хилл. И управляла ими древняя старуха Элизабет Сазерн по прозвищу Дэмдайк, темным силам которой не было конца. Но в 1622 году ее обвинили в трех убийствах, и в результате предводительница зачарованных скончалась в тюрьме, так и не дождавшись собственного суда. Отличная история для страшилки на ночь, но кто знает, чьими силами пишется музыка этого английского дуэта, ведь окрестности Ланкастера до сих пор пропитаны ведьмовским духом.

Андрей Морозов, музыкальный директор «Архстояния»

Андрей Морозов объясняет, почему пригласил группу на фестиваль: «Хотя Demdike Stare часто ставят в один ряд с Энди Стоттом, The Haxan Cloak и другими адептами модной потусторонней электроники, в моей системе координат они оказываются куда ближе к Autechre. Разумеется, не в разрезе жанровой принадлежности (кого вообще сегодня волнуют жанры?), но в разрезе оригинальной музыкальной мысли: Autechre всегда преодолевали клише того течения, с которым их ассоциировали, создавая сложносочиненные и неожиданные по форме вещи. Demdike Stare делают то же самое, но в рамках условной техно-культуры: их музыка раз за разом демонстрирует смелость и нелинейность, заигрывая с хорошо знакомыми жанровыми лекалами от даба до нойза, но как бы выворачивая их наизнанку и подменяя понятия».

Текст Александр Клопцов