Что смотреть на Beat Weekend

Завтра стартует московская версия — четыре дня хороших фильмов о музыке и музыкантах. Еще год назад, когда большая часть этих лент была впервые показана в рамках Beat Film Festival, мы разбирались, что именно можно посмотреть, и пришли к неутешительному выводу: почти все подряд, времени не хватит. К счастью, половину из них покажут в ближайшие дни снова, но без премьер тоже не обошлось. Вот наши подробные советы по всей программе.

СУПЕР-ПУПЕР ЭЛИС КУПЕР

19 октября, 19:00, «Формула Кино Европа»

Если вдуматься, документальный фильм о рок-музыке — абсурдная по своей сути вещь. Что-то вроде: «А сейчас мы отправимся в музей, чтобы узнать, как угарно и отвязно наши предки проводили свои деньки» в сопровождении 78-летнего экскурсовода, который помнит тот самый день, когда [далее неразборчиво]. Если рок-музыка настолько убедительна и хороша, зачем в документалках о ней постоянно мелькают говорящие головы с фразами «Это было невероятно!», «Я был потрясен» и «Все россияне были шокированы, когда увидели ЭТО», как навязчивые помощники в магазине бытовой техники? «Супер-пупер Элис Купер» исправляет этот недостаток: помимо оживленных современной техникой обработки видео выступлений и закулисной хроники, здесь ничего нет — никаких воспоминаний современников, никаких перегибов в сторону культа личности. Он показывает Элиса безумным ровно в той степени, в какой он таковым и был, проводя попутно ликбез: да, это он крошил куклы младенцев на сцене, да, дохлые курицы — тоже он. Нет, голову летучей мыши откусил другой рокер, иначе бы обязательно показали.

Фильм прославляет Элиса и рок-музыку без возведения жанра на верхушку музыкальной эволюции — только факты, рисующие убедительную картину и наглядно показывающие: в 70-х рок-музыка была скорее сплетением нервов и ярких чувств, нежели устоявшейся униформой, как сегодня. Судя по последним пластинкам Элиса, этот фильм прежде всего стоит посмотреть ему самому.

 

20 000 ДНЕЙ НА ЗЕМЛЕ

16 октября, 20:00, «Формула Кино Европа»

Если в пересказе истории стоит выбор между захватывающей ложью и скучной правдой, то выбора не стоит. С первых же минут становится понятно, что в так называемой документальной ленте о Нике Кейве пруфов не дождешься: это больше походит на готическую нуар-постановку в театре одного актера. Пытаясь воспринять историю всерьез, найти несоответствия и в конечном итоге обвинить Кейва в пафосе, начинаешь чувствовать себя просто глупо. Что означает только одно: надо откинуться и насладиться всей нарочно и не без кейвовской иронии передраматизированной картиной, в которой Кейв вспоминает свою жизнь так, будто пишет сценарий для сцены, а совсем не так, как оно было на самом деле: образы, впечатления и рефлексия затмевают факты.

Психоаналитик, с которым беседует Кейв, его рассказы о наркозависимости и творчестве — неизвестно, насколько все это правда, сколько здесь настоящего Кейва. И что вообще такое «настоящий Кейв», если все время, что мы его видим, он усердно и не менее убедительно равняется на выдуманный образ самого себя. Картина служит замечательной иллюстрацией фразы Курта Воннегута: «Мы те, кем мы притворяемся. Осторожнее выбирайте свою маску». Именно благодаря этому «20 000 дней на Земле» становится полноценным фильмом, а не рядовой документалкой для фанатов, которые и так все знают, но не могут жить без галочки напротив очередного релиза с их любимцем.

 

THE NATIONAL: ПРИНЯТЫ ЗА НЕЗНАКОМЦЕВ

17 октября, 19:00, «Формула Кино Европа»

Фильм назван по песне The National, а также содержит упоминание группы в названии — обычно это формула для очень средних по качеству биографических лент с комментариями самих музыкантов в духе «Я ему говорю: да не-е-е, это никогда не сработает» — монтаж, переключение на другого музыканта — «И он мне говорит: да не-е-е, это никогда не сработает». Но «Приняты за незнакомцев» — иной сорт. Это в чем-то пародийная лента, снятая Томом Бернингером, братом лидера The National. Будучи ходячей карикатурой на фаната тяжелого металла, Том ни разу не разбирается в музыке The National, но одновременно с этим горит желанием снять про них фильм — на этом трюке про «дурака» и «богу молиться» строится весь обильный, пускай и задвинутый на второй план юмор. По большей части «Приняты за незнакомцев» — документальная лента о том, как нелепо снимаются документальные ленты.

ОЛДСКУЛЬНЫЕ РЕНЕГАТЫ

17 октября, 21:00, «Формула Кино Европа»

С историей рейва есть проблема: сложно восстановить правду, так как двадцать лет назад все слишком хорошо проводили время, познавая волшебный и удивительный мир наркотиков. В прошлом году Морис Стенберген, голландец (ну конечно же!) по осколкам воспоминаний выживших Moby, Prodigy, 808 State и диджея Смайли пытается трезво воссоздать картину событий. В фильме не много музыки, но он под самую завязку забит фактами и байками, настолько интересными, что неважно, правда все это или вымысел.

Duran Duran: Вне сцены

18 октября, 19:00, «Формула Кино Европа»

В 2011 году Дэвид Линч отснял лос-анджелесский концерт Duran Duran (Ворд навязчиво рекомендует убрать повторяющееся слово), который одновременно транслировался в интернете. Почему его решили выпустить через три года? Потому что это теперь совершенно другой фильм. Точнее, так: теперь это фильм. Линч целиком переработал весь материал, превратив исполнение смазливых поп-рок-песенок в очень странное и немного настораживающее исполнение смазливых поп-рок-песенок. Разумеется, касаясь звука (им занимается группа, и для фильма они даже сделали новый мастеринг).

Творческий союз Линча и Duran Duran, которые при всех своих заслугах скорее лежат в стопке guilty pleasure, кажется необъяснимым до тех пор, пока понимаешь, что никакого союза тут нет: Линчу просто нужны лоск и улыбчивость группы, чтобы на их контрастном фоне выделывать свои странные линчевские штуки. Очень редко случается, что продукт совместной работы двух авторов привлекает без исключения обе аудитории, но фильм именно такой: фанаты группы слушают звук, поклонники Линча — наслаждаются привычным диссонансом. Все счастливы.

NO DISTANCE LEFT TO RUN

18 октября, 21:00, «Формуила Кино Европа» 

У фаната Blur язык не повернется назвать эту ленту биографией. Это драма. Потому что вся история Blur — драма. Романтика старта, ломка от неудач, первый успех и одновременно за ним чувство, что все идет куда-то не туда, болезненный разрыв с близкими, а затем и с коллегами-музыкантами — в 2003-м все завершилось как-то скомканно. Поэтому в 2009 году группа собирается снова — не с целью заработать, а просто чтобы понять, насколько же сильно они соскучились друг по другу и миллионам людей, которых влюбили в себя.

PULP: ФИЛЬМ О ЖИЗНИ, СМЕРТИ И СУПЕРМАРКЕТАХ

19 октября, 21:00, «Формула Кино Европа»

Pulp, Oasis и Blur до сих пор слушают, запуская новые сборники на верхушки чартов, не просто потому, что у них классные песни. Классные песни пишутся всегда, но брит-поп в 1990-х на своей родной земле на время вернул поп-музыку народу. Отчего, разумеется, и погиб, но слишком многие помнят это ощущение, когда музыка напрямую говорит о твоей жизни. В фильме на первом плане стоит именно это большое чувство, нежели сама группа: школьницы, невинно болтающие про песню об экстази, библиотекарши, разбирающие стихи Джарвиса, — короче, все те, про кого была написана Common People.

Интервью
Добавить комментарий