Почему именно джаз?

Мне нравится сложность самой задачи: действительно хорошо играть такую музыку.

 Расскажите, как вы им увлеклись?

Я всегда слушал много хип-хопа: A Tribe Called Quest, The Beatnuts, Madlib, даже Beastie Boys — там куча сэмплов из джаза. Это звучание мне безумно понравилось и заинтриговало меня, и так получилось, что из моих ровесников я не знал никого, кто бы играл джаз.

 С кем же тогда научились так играть?

Я никогда не обучался музыке, но рано понял, что у меня вполне хороший слух. Начал пробовать с гитары: «Smells Like Teen Spirit», «Highway To Hell», в таком духе. А потом стал чуть постарше и уже не хотел просто играть на гитаре, чтобы впечатлить девчонок. Меня тогда очень притянула к себе магия пианино, его величественность. Я подбирал на слух музыку из разных фильмов, которые показывали по телевизору, потихоньку учил аккорды и в итоге стал проводить все свое время в попытках разобраться с этим инструментом.

 Вы ведь не только на пианино играете, какой у вас самый любимый инструмент?

Скорее всего, все-таки пианино, но когда я прихожу в свою домашнюю студию, первое, за что я сажусь, это барабаны.

 В итоге ваше творчество существует где-то на грани классического джаза и любой другой музыки. Как относитесь к тому, что на вас всегда стараются повесить ярлык какого-то определенного жанра?

Мне кажется, это неизбежно. Моя работа как раз в том, чтобы выйти за эти рамки, а твоя — в том, чтобы меня в эти рамки поставить. (Смеется.) Но это нормально. Мне кажется, журналисты помогают большинству людей начать понимать все это огромное музыкальное полотно. А мы должны заново переворачивать представление о музыке. Я считаю, это хорошие взаимоотношения, и только со временем я понял их значимость.

 В Москве джаз, к сожалению, не так развит, как хотелось бы. Как у вас в Великобритании обстоят дела с актуальной джазовой сценой?

Она очень сильная, в последнее время в ней смешивается и электронная, и классическая музыка. За молодыми музыкантами сейчас особенно интересно наблюдать.

Живым джаз делают не рекорд компании, а места, где можно играть эту музыку

 Не могли бы вы назвать кого-нибудь из своих любимцев?

Так... Вот из тех, кого я слушаю, советую ознакомится с музыкантом, которого зовут Shabaka Hutchings, он из Западной Африки, но вырос в Лондоне. Его музыка очень хорошо показывает, что у джаза нет границ. Еще обязательно GoGo Penguin, это акустическое трио, но по духу немного схоже в звучании с Flying Lotus и DJ Shadow.

 Как, кстати, относитесь к группе BadBadNotGood?

Они очень крутые ребята! Я с ними знаком, отличные музыканты. И опять же, у их музыки та самая концепция джаза, которая объединяет его с чем-то современным, что слушают молодые люди, но они точно так же уважают классику. Вообще, мне кажется, что джаз — это очень коммуникабельная музыка. Он объединяет в себе что угодно и кого угодно, равно как в нем легко соприкасаются огромная история музыки и ощущение какой-то современной вечеринки.

По этой же причине мне понравилась идея сотрудничества с St. Regis, потому что они являются важной частью джазовой сцены не только в Нью-Йорке, но и во всем мире. Они всегда поддерживали музыкантов правильным образом, не пытались придерживаться какого-то проверенного подхода, всегда давали шанс молодым. А я считаю, что именно это и делает джаз живым: не рекорд компании, а места, где можно играть эту музыку.

 Должны ли молодые музыканты фокусироваться на охвате широкой аудитории?

Думаю, что нет. Это все приходит как награда за то, что ты делаешь то, что хочешь, потому что все должно быть естественно. Единственное, что ты можешь — это стараться создать связь с кем-то.

 Смогли бы вы все бросить и начать заново под никому не известным псевдонимом?

Конечно. Это было бы очень интересно. Дело в том, что я получаю удовольствие именно от процесса игры. Когда я нахожусь на сцене, я полностью теряю какую-либо связь с обычным миром, это невозможно ни с чем сравнить. Это и заставляет меня постоянно возвращаться туда. Я думаю, нечто схожее и заставляет людей становиться зависимыми от наркотиков. Это мой наркотик, и это никак не менялось с течением времени независимо от уровня, на котором я нахожусь.

 Что для вас честная музыка?

Это когда ты транслируешь ее прямо из сердца, никак не задерживаясь в мозгу. Должно быть именно так (показывает на сердце, проводит от него линию вдоль руки и сразу имитирует игру на клавишах). Когда мозг встает на этом пути, все смешивается с эго, твоими страхами и волнениями, поэтому музыка и должна быть чиста настолько, насколько это возможно.