Традиционно декабрь — один из самых богатых месяцев концертного сезона. Оперные театры показывают лучшие спектакли своей афиши, как «Геликон», или ставят новые с участием больших звезд, как Мариинский. Дирижеры стараются приурочить к Новому году фестивали, собирающие рекордное количество знаменитых музыкантов, как «Площадь искусств» Юрия Темирканова, и радуют слушателей новогодним репертуаром, как Михаил Плетнев и Владимир Юровский. А в первую неделю нового года нет ничего лучше хорошего вечера камерной музыки на фестивале «Возвращение».

Опера “Леди Макбет Мценского уезда”, “Геликон-опера”

12–15 декабря, 250–750 руб.

Секс и насилие стали главными темами одной из ключевых опер XX века; именно поэтому вскоре после триумфальной премьеры в 1934-м два года она была под запретом Сталина. Впервые в новой России «Леди Макбет» прозвучала лишь в 1996 году — 60 лет спустя! — под управлением Мстислава Ростроповича. Постановка «Геликона» (2000) стала одним из первых сценических воплощений в наше время и собрала сразу четыре «Золотых маски». Многое в спектакле на грани фола, но режиссер Дмитрий Бертман эту грань не перешел. Все, что может шокировать неподготовленного зрителя, обусловлено лишь музыкой, а не его фантазией. Обратите особенное внимание на пляску гостей в третьем акте и пение каторжников в четвертом — услышав однажды, забыть это уже невозможно.

РНО играет Бриттена, Концертный зал им. П. И. Чайковского

14, 23 декабря, 700–2500 руб.

После смерти Генри Пёрселла в 1695 году английская музыка не рождала ярких имен целых два столетия. Ее спасло появление Бенджамина Бриттена: в этом году исполнилось 100 лет со дня его рождения. Сочинения композитора захватывают сразу, хотя и лишены внешних эффектов: их не сыграешь нахрапом, «рванув тельняшку на груди», поэтому у нас их исполняют редко. В этом году много Бриттена в репертуаре Российского национального оркестра — самого «английского» по звучанию в стране. 14 декабря играют Виолончельную симфонию Бриттена, увертюру «Король Лир» Берлиоза и Первую симфонию Сибелиуса, дирижирует британка Шан Эдвардс. А 23 декабря за пульт РНО встанет его основатель, легендарный маэстро Михаил Плетнев. Прозвучат две балетные сюиты — «Принц пагод» Бриттена и «Спящая красавица» Чайковского, фирменного плетневского композитора.

Фестиваль “Площадь искусств”, Санкт-Петербургская филармония

14–25 декабря, 500 — 25 000 руб.

XIV фестиваль «Площадь искусств» посвящен 75-летию дирижера Юрия Темирканова и 25-летию его работы во главе оркестра Петербургской филармонии. Петербуржцы усмотрят злую иронию в том, что гала-концертом фестиваля дирижирует Марис Янсонс — один из лучших дирижеров мира: они считают, что именно он, а не Темирканов должен был возглавить легендарный оркестр, погруженный несменяемым Темиркановым в состояние репертуарного застоя. Действительно, основа фестиваля из года в год — самый что ни на есть мейнстрим: Бетховен, Чайковский, Рахманинов. Куда интереснее программа из Малера и Прокофьева, которую 23 декабря со своим оркестром представляет Валерий Гергиев. Правда, цена билетов на этот вечер начинается от 500 рублей, а на концерт-открытие фестиваля — от 10 тысяч. Зато количество звезд-участников открытия поражает воображение: Евгений Кисин, Денис Мацуев, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Вадим Репин и другие.

Оркестр Musica Viva и хор Intrada, Концертный зал им. П. И. Чайковского

15 декабря, 700–2000 руб.

Если на звание лучшего симфонического оркестра России претендует как минимум пять, то среди камерных выбрать лидера гораздо проще: первое место уверенно занимает Musica Viva под управлением Александра Рудина. Два ярких события прошлого сезона — российские премьеры оратории «Геркулес» Генделя и оперы «Оберон» Вебера — коллектив Musica Viva провел вместе с вокальным ансамблем Intrada. В нынешнем сезоне блистательное сотрудничество продолжается: в программе — «Магнификат» Баха и симфония-кантата «Хвалебная песнь» Мендельсона. Лучший из декабрьских концертов, посвященных предстоящему Рождеству.

Фестиваль современной музыки “Московский форум”, Рахманиновский зал консерватории

16–20 декабря, 100–300 руб.

Очередной «Московский форум» посвящен новой музыке России и Германии. Гость фестиваля — легендарный композитор Хельмут Лахенман, мастер «инструментальной конкретной музыки», где речь идет о нетрадиционных методах игры на инструментах. Не удивляйтесь, если на сцене будет виолончелист, а вам послышится звук пилы — вспомните ультраавангардистский квинтет «Блям» из «Необыкновенного концерта». За пять дней форума прозвучат десятки сочинений, многие — впервые. 17 и 18 декабря выступят хедлайнеры фестиваля — франкфуртский Ensemble Modern: если даже вам не по душе новая музыка, вы все равно оцените игру этого ансамбля, где каждый — первоклассный солист. В финале они объединятся c московской «Студией новой музыки» для исполнений сочинения Лахенмана «Два чувства»: своего рода симфония шорохов, свистов, шепотов — ни одного обычного звука, кроме слов автора.

Фестиваль “Лики современного пианизма” | Мариинский театр | 24–30 декабря | Цена

Концерты фестиваля пройдут одновременно в нескольких залах театра: в 15-ти программах свое искусство покажут два десятка пианистов. Валерий Гергиев старается приглашать в Петербург музыкантов, получивших международное признание, но не слишком известных в России, и открывать новые имена. На открытии фестиваля Денис Мацуев исполнит рахманиновскую «Рапсодию» на тему Паганини в паре с «Вариациями» Лютославского, взявшего за основу тот же знаменитый «Каприс № 24» великого скрипача. На закрытии — вновь Рахманинов: Второй концерт сыграет Николай Луганский. С концертом № 17 Моцарта выступит специальный гость фестиваля, основатель прославленного Beaux Arts Trio, 90-летний Менахем Пресслер живая легенда золотого века мирового пианизма. Среди участников также Денис Кожухин, Сергей Каспаров, Бехзод Абдураимов и многие другие.

Дирижирует Владимир Юровский, Дом музыки, Концертный зал им. П. И. Чайковского

29, 30 декабря, 8 января 

Владимир Юровский дебютировал в Москве в октябре 2002 года с изысканной программой из музыки ХХ века, с тех пор стал приезжать раз в году, а затем и чаще; в 2011 он возглавил Госоркестр имени Светланова. Буквально за 2-3 года маэстро дал понять, что никогда не выйдет на сцену с программой, которая не была бы отрепетирована до блеска, но и не будет заигрывать с публикой, предлагая ей популярный репертуар.
Как ни странно, зрители приняли это и полюбили Юровского всей душой, даже такие его "радикальные" программы, где додекафонные Вариации Веберна исполняются два раза подряд. Тем благодарнее они примут и праздничные концерты маэстро: в предновогодние дни он дважды дирижирует балетом Чайковского "Спящая красавица". А через день после Рождества представит мюзикл Геннадия Гладкова и Юлия Кима "Обыкновенное чудо", страницы которого хорошо известны по одноименному фильму.

Дирижирует Геннадий Рождественский, Большой зал консерватории

27 декабря

У Геннадия Рождественского и Владимира Юровского есть важнейшая общая черта: они заботятся не о том, чтобы слушателю было легко и приятно, а о том, чтобы ему было интересно. Интересно открывать неизвестную или редкую музыку, интересно следить за программой как за единым сюжетом — такие концерты запоминаются на всю жизнь. Рождественский уже десять лет выступает в Москве только с Симфонической капеллой России, изредка делая исключения для других коллективов. Один из них — Госоркестр, с которым он исполнит поэму «Тапиола» Сибелиуса, «Бурлеску» для фортепиано с оркестром Штрауса (солистка Виктория Постникова) и шестую симфонию Брукнера.
Легендарный маэстро настолько заражает публику желанием делиться и просвещать, что та готова и к его долгим программам, и к долгим вступительным речам. Но если боитесь устать, сходите только на первое отделение — не пожалеете.

Опера “Трубадур”, Мариинский театр (Новая сцена)

27, 31 декабря, 2600–9000 руб.

Имя Анны Нетребко в эти дни у всех на устах: за последнюю неделю ноября она объявила о разводе с Эрвином Шроттом и рассказала в эксклюзивном интервью Первому каналу о сыне-аутисте. Одновременно Анна дебютировала в партии Леоноры в «Трубадуре» Верди в Берлинской государственной опере, где ее партнером по сцене стал великий Пласидо Доминго. Это лишь один из трех «Трубадуров» с участием Нетребко в нынешнем сезоне: через полгода она споет в зальцбургской постановке Алвиса Херманиса. А 27 декабря исполнит партию Леоноры в спектакле, который для Мариинки готовит Пьер Луиджи Пицци — постановщик недавней «Сомнамбулы» в Большом. На второй спектакль, 31 декабря, билеты существенно дешевле, хотя имя восходящей звезды Татьяны Сержан, которая поет Леонору в этот вечер, скоро будет известно всем, как и имя Анны Нетребко.

 

XVII фестиваль камерной музыки “Возвращение”, Малый зал консерватории

6, 8, 10, 12 января, 200–900 руб.

Когда-то фестиваль «Возвращение» объединил молодых российских исполнителей, уехавших учиться за границу; сегодня они европейская музыкальная элита и нечасто бывают в Москве. Красавица Кристина Блаумане стала первой виолончелисткой лучшего оркестра Англии, романтический герой Максим Рысанов считается первым соперником самого Башмета, а Александр Кобрин победил на конкурсе имени Вана Клиберна — одном из крупнейших в мире. Однако они по-прежнему находят время для январского форума. Фестиваль всегда завершался концертом, составленным по заявкам самих исполнителей; теперь необыкновенный «Концерт по заявкам» перенесен в начало. Темы других вечеров — «В гостях у сказки» и «Серенады». На закрытии прозвучат «Семь последних слов Христа на кресте» Гайдна в новой версии для духовых и струнных, созданной для фестиваля Юрием Каспаровым. Лучшая камерная музыка в конгениальном исполнении.

Текст: Илья Овчинников

Главное фото: Михаил Плетнев/ архив пресс-службы.