Давай начнем разговор с определения понятий. Неподготовленный читатель вряд ли в курсе, кто такой букер.

Букер — это такое русское понятие по большому счету, от слова booking. Более современное название этой профессии — байер. Это человек, который букирует артистов на мероприятия. Я скорее отношу себя к этой профессии, но, помимо этого, работаю еще и музыкальным агентом определенных артистов. 

А ростер — это кто? Или что?

Помимо того, что я занималась букингом, по мере развития создала собственное агентство Royal Promotions и подписала достаточно большое количество эксклюзивных контрактов на представительство в России. Ростер — это, грубо говоря, список тех артистов, которые работают со мной в России эксклюзивно

Я позиционирую свое агентство как первое такого рода, потому что начала работать в этой сфере в 2003 году. Территория России огромная, и на тот момент я видела здесь такой же потенциал. Провела огромное количество мероприятий от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. 

 Как ты начала работать в этой области? 

В 2003 году я сидела на форуме jungle.ru, где познакомилась с несколькими зарубежными артистами. Они мне написали: «Слушай, а давай-ка ты поможешь нам в Россию приехать?». Я нашла промоутеров из питерского клуба «Туннель», и, по-моему, 29 июня мы организовали эту вечеринку. На тот момент очень мало кто занимался букингом и вообще иностранцами, и я поняла, что промоутерам это будет интересно. Они хотели приглашать кого-то из-за границы. По-английски мало кто говорил. Как билеты покупать и визы делать — тоже не знал никто. Просто стали приходить и говорить: «А помоги нам привезти вот этого».

 С какими артистами ты работаешь на эксклюзиве? 

Я над своим эксклюзивным ростером уже в последнее время почти не работаю, потому что конъюнктура рынка не очень этому способствует, и я в основном сосредоточилась на букинге артистов для сторонних мероприятий.

 Как выстраивается твоя работа? 

Мне приходит запрос на одного артиста или нескольких на то или иное мероприятие. Важно понимать, какого рода будет мероприятие, какой артист нужен, и только тогда можно идти дальше и предлагать кого-то на рассмотрение. Что касается необходимых качеств, главное — это упорство. Упорство, упорство и еще раз упорство. Когда тебе не отвечает по десять дней агент — это абсолютно нормально. Если раньше я относилась к этому с обидой, то сейчас привыкла. Агенту приходит по тысяче писем в день. Естественно, для него что-то более приоритетно, что-то менее. Если хочешь добиться от него ответа, нужно быть очень настойчивым.

 Каковы масштабы гонораров артистов, которых ты привозишь? 

Ну, скажем так, до полумиллиона евро. Начиная от двух тысяч долларов до полумиллиона евро. 

 Ты с одинаковым рвением работаешь и с нижней, и с верхней планкой? 

Когда я только начинала заниматься букингом, работала на объем и со всем подряд. Но потом, когда ты уже дошел до какого-то определенного уровня и можешь забукить артистов за 100-500 тысяч, естественно, тебе не всегда хочется тратить свое время на маленькие проекты, хотя деньги для меня никогда не были приоритетом. С более дорогими артистами работать намного легче и интереснее. Там настолько четко выстроена работа, столько людей завязано. Там достаточно большие деньги, чтобы все понимали: артист не может просто проспать на следующий день шоу на полмиллиона — все попросту их потеряют. А что касается дешевых артистов... Это зачастую даже с точки зрения своих нервов не стоит того.

 Ты работаешь с командой или одна? 

У меня есть тур-менеджер и бизнес-партнер. Тур-менеджер покупает билеты и тусуется с артистами. 

 Расскажи, пожалуйста, про Alfa Future People. Ты работала на первом, но не осталась на следующие два. Почему? 

У фестиваля уже третий год меняется букер. Видимо, пробуют разные подходы. Кто знает, может мы еще поработаем вместе, у нас остались прекрасные отношения.

Фестиваль Alfa Future People 2014
Фестиваль Alfa Future People 2014

 Кого ты привезла на тот фестиваль? 

Весь лайн-ап, около 25 артистов, начиная от Тесла Бой и заканчивая Авичи. Я полностью отвечала за музыкальный концепт. Это был сложный проект, наверное, самый сложный в моей жизни. Помню, когда мы только приступили к проекту, у иностранцев глаза на лоб лезли: что за Нижегородская область, что за поселок Большое Козино? Но Альфа-Банк хотел заявить о себе серьезно, поэтому была проведена большая работа.

 Что было самым сложным? Работа с корпорацией или артистами?  

И то и другое. Когда люди абсолютно из другого бизнеса и не совсем понимают, как работает сфера букинга, а он очень завязан на человеческом факторе, в отличие от банковского, где он вообще минимизирован, — это тяжело. Естественно, узнав, что все это организовывает банк, все сразу хотят больших гонораров. Плюс это был самый занятой уикенд того лета. У каждого артиста лежало на столе по десять приглашений на другие мероприятия. 

 Что удалось сделать, а что нет?

Мы сделали невозможное. Нам вообще тогда очень повезло, потому что мы привезли двух крутых хедлайнеров, которые на тот момент считались артистами номер один. 

А какими бюджетами удалось все это сделать? 

В районе двух миллионов ушло на артистов. Оба хедлайнера прилетели конкретно на фестиваль и улетели дальше на свои следующие шоу.

 Что думаешь об отменах громких фестивалей и вечеринок в этом году в России? 

Слов нет. Очень жаль, что между властями и организаторами не может выстроиться диалог. Такого нет ни в Берлине, ни в Нью-Йорке. Там обе стороны хотят, чтобы все получилось. У нас же диалог отсутствует. Вне зависимости от того, кто виноват, всегда должно быть какое-то решение.

 Сложнее стало работать с артистами после всех этих отмен? 

К России всегда относились достаточно осторожно. Раньше это было из-за отсутствия элементарной инфраструктуры: до некоторых российских городов элементарно не летали самолеты, или в других случаях — современные самолеты. А с 2013 года поездка в Россию для всех стала авантюрой. В целом все продолжают ездить, и все решают деньги. Поработав с артистами для российских партнеров, я уже выучила формулу. На возражение «Its not about money» всегда есть ответ: «Its always about money, the question is how much?». Ну, может, только с Radiohead она не сработает.

 А сама ты готова работать с любыми артистами или нет? Например, если вспомнить скандал с литовским диджеем Ten Walls, которого обвинили в гомофобии и коллеги по цеху, и слушатели.

Это сложный вопрос. Он очень талантливый, конечно. Это вопрос «бизнес против этики». Я могу сказать, что сегодня он бы очень хорошо пошел в России. Более того, его после этой истории даже хотели в России забукить, но я даже не смогла найти к нему выход. 

А в целом есть ли артисты, с которыми ты не будешь работать по каким-либо этическим соображениям? 

Не могу вспомнить такого. Для меня это все уже давно перешло в проекцию бизнеса. Когда долго работаешь в шоу-бизнесе, эмоции атрофируются. Бывает, что ты уже вроде бы договорился с артистом и думаешь, что все круто, а потом на следующий день узнаешь, что он сорвал дату у другого промоутера. Когда таких ситуаций десять, ты прекращаешь верить во что-либо святое в этом бизнесе. У меня уже иммунитет, и я прекратила видеть во всем этом какую-то этическую и душевную составляющую.

 Большая конкуренция в русском букинге? 

Я бы так не сказала. В России вообще ее практически нет. Что есть, так это какая-то озлобленность между друг другом, все как будто против друг друга, хотя логичнее, если бы действовали сообща. Не знаю, но я нигде такого не видела. Во всем мире все как-то политкорректно с друг другом дружат или держат связь. 

 Ну, вот жаловались, что Рустам Мирзоев, промоутер клуба Gipsy, в лучшие годы давал артистам такие гонорары, что они потом за меньшие отказывались приезжать. 

Я помню, что и тогда было несколько артистов, которые, несмотря на высокие предложения Gipsy, все равно оставляли право голоса промоутерам и не соглашались. Я всегда за конкуренцию. И, даже когда существовал Gipsy, конкуренция была.

 Есть прогнозы, на каких электронных артистов будут ходить в ближайшие годы?

Из того, что я вижу по Европе и Америке — а мы, как ты знаешь, с опозданием, но идем примерно по похожему пути, — время с 2014 года начало меняться. И экономически, и музыкально. Все устали от EDM. Электроника стала более разнообразной с элементами лайва и, наверное, сейчас это главный тренд. Moderat, Flume, Disclosure. Что касается будущих тенденций, то мне кажется, в тренде будет такое диско-электронно-лайв звучание, которое объединит в себе и новое звучание, и всеми забытое, но любимое старое.