Саша Ринг Артем Харченко

TYOMA: Привет, Себастьян! Формат журнала Interview подразумевает доверительную беседу, поэтому сразу хочу раскрыть карты. Не секрет, что ваш альбом «III» стал большим событием. О нем много пишут в прессе и практически все сходятся во мнении, что это кульминация истории Moderat. Признаюсь, узнав дату выхода вашего альбома, мне пришлось сдвигать выпуск своего собственного, чтобы не попасть в информационный шторм лестных отзывов о «III». Как вы с ребятами воспринимаете выход альбома? Осталось ли какое-то волнение или сейчас это уже отлаженный механический процесс?

СЕБАСТЬЯН: Привет, Артем! Волнение, конечно, есть. И оно легко объяснимо. Сегодня мы уже хорошо понимаем, что создание альбома — это история, в которой ты никогда не знаешь, что будет дальше. Ты не можешь заранее планировать, что у тебя получится, когда приходишь в студию. И тем более не можешь прогнозировать реакцию слушателей. Все, что тебе подвластно — это даты и сроки. К примеру, альбом «III» мы писали 13 месяцев: начали работу в сентябре 2014-го года и закончили в начале ноября 2015-го года. Начиная с января 2016-го мы сделали то, что называем «band silence». На какой-то момент Moderat решили просто исчезнуть из поля зрения: никаких новых шоу, интервью, постов в социальных сетях. И только потом начались все эти промо-штуки: новые фото, иллюстрации, спойлеры, анонсы. И вот тогда уже ты испытываешь нечто особенное — волнение, страх, любопытство. Ты понимаешь, что все! Больше нельзя вернуться в студию, что-то доделать, изменить, поправить мастеринг. Процесс запущен, и ты уже не можешь вернуться в исходную точку.

TYOMA…И это еще даже не волнение перед выходом на сцену!

СЕБАСТЬЯНДа-да, это только начало. Хотя в этот раз мы сделали все немного иначе. Мы отправились в тур за неделю до релиза альбома. Представляешь, для людей, которые купили билеты на первые шоу, наш новый материал был абсолютно неизвестен. Но, ты знаешь, это действительно сработало!

TYOMAСебастьян, я хочу признаться, что всегда ценил ваше умение сочинять настоящие хиты в рамках довольно сложной электронной музыки. Мне кажется, так вы доносите лучшие андеграундные идеи до большого количества людей. Альбом «III» ведь еще и завершает трилогию ваших лонгплеев. У вас был какой-то план на этот счет в самом начале пути? Или идея с трилогией возникла в процессе?

СЕБАСТЬЯНЯ сразу хочу сказать тебе, что окончание трилогии — это точно не конец нашей истории. Все куда проще. Мы просто снова решили использовать в качестве названия альбома его порядковую нумерацию. Поэтому вот так просто — «III».

TYOMAИзвестная немецкая практичность в действии!

СЕБАСТЬЯНВозможно! Мы просто дружно решили, что устали бы отвечать на вопросы, если бы придумывали для своих новых записей какие-то многозначительные псевдо-интеллектуальные названия, которые так любят электронщики. Просто представь, что мы назвали бы новый альбом как-то вроде «Pink Noise at Night Will be the Quietest». Думаю, сейчас мы бы только об этом и говорили. (Смеется.)

TYOMAЭто был бы первый мой вопрос.

СЕБАСТЬЯНА так все куда проще. Мы трое парней, которые записали три альбома. Куда уж логичнее? Ну и, конечно, мы хотим продолжать. Трилогией Moderat не ограничатся.

TYOMAОтличная новость! Потому что ваши идеи влияют на множество музыкантов по всему миру. Не буду скрывать: после того, как я привез вас на Казантип в 2013-м году на следующий день после выхода альбома «II», и уж тем более после личного знакомства я тоже попал под это влияние.

СЕБАСТЬЯНОх, прости, что мы так с тобой! Шучу, конечно. Если серьезно, то это важно для нас — быть частью общего глобального процесса. Ведь, в свою очередь, у нас есть свои вдохновители: артисты из разных жанров и прежних эпох, которые оказывали на Moderat ощутимое влияние. Но ты прав. Я слушал твой дебютный альбом «Mirror» и проследил в нем несколько отчетливых параллелей с нашей музыкой. Большинство треков очень кинематографичны, они будто специально написаны для какого-то драматичного саундтрека. Мне нравится такой подход. Мы же сами часто говорим, что Moderat — это музыка, написанная к несуществующему кино. Это поэтично и прикольно.

TYOMAСпасибо, Себ! Рад твоему отзыву.

СЕБАСТЬЯН: Да-да, Артем! Еще твой альбом очень глубокий и меланхоличный. Гармоничная, выдержанная запись. Это здорово.

TYOMA: Чтобы ты не вогнал меня в краску, давай лучше снова о тебе. Знаю, что вы только закончили большой американский тур. Если не ошибаюсь, это первый тур по США в вашей карьере. Поделись впечатлениями!

СЕБАСТЬЯНДля нас это был первый настолько долгий опыт гастролей по Америке в режиме «drive and fly». Мы побывали во многих городах не только США, но и Канады. Несколько лет назад мы приезжали в Штаты на неделю. Но это была скорее туристическая поездка, совмещенная с какими-то гигами. В этот раз все оказалось намного интенсивнее! Хотя и этот тур показался слишком коротким. Хочется вернуться туда еще. Северная Америка огромная — множество интересных, больших городов. Здесь можно гастролировать круглый год. Охватить все за один тур просто невозможно. Наши шоу прошли довольно неплохо, поэтому мы сюда еще обязательно вернемся. В целом, американским промоутерам надо отдать должное. Мы играли на отличных площадках и всегда для большого количества людей. Отдача просто потрясающая! В каждом городе США, как выяснилось, у нас есть свои преданные фанаты. Причем очень разные. Ребята, что называется, в теме! Они досконально знают наш материал. Возможно, даже лучше нас самих. (Смеется.)

TYOMAА как тебе сама Америка?

СЕБАСТЬЯНМне нравятся эти места! Между некоторыми шоу у нас выпадало пару дней выходных. Тогда мы брали машину и отправлялись смотреть окрестности. Леса, пустыни. Природа дает куда лучшее представление о стране, чем современные мегаполисы.

TYOMAЭто точно! А ты ведь еще и большой любитель фотографии.

СЕБАСТЬЯНДа, это моя давняя страсть. Обожаю фотографировать.

TYOMAМеня всегда цепляла визуальная составляющая вашего проекта. Она яркая, вызывающая и тщательно продуманная. Все эти комиксы, рисунки. Это еще с первого альбома пошло?

СЕБАСТЬЯНТы меня сейчас вернул к самым истокам. Столько воспоминаний! Давать живые выступления с визуальным шоу — это наша очень давняя традиция. Все началось еще в 1998-м году. Мы делили одну съемную квартиру в Берлине с арт-группой Pfadfinderei. В 1999-м году мы вместе запустили серию еженедельных вечеринок, на которых музыка и визуальная часть были равнозначны. Такой был концепт. Нам важно было связать две эти сферы искусства. 

TYOMAА когда закончился тот период и начался новый?

СЕБАСТЬЯНБуквально через пару лет мы придумали с Сашей Рингом совместный проект Moderat. Нам казалось, что мы затеваем какую-то разовую дружескую коллаборацию. Но, как видишь, судьба распорядилась иначе.

TYOMAДа уж. Кто бы мог подумать, что Саша в Moderat так убедительно запоет. Сегодня он настоящий фронтмен. Думаю, это весомый плюс для вашей музыки. Как считаешь?

СЕБАСТЬЯНКонечно, с этим сложно будет поспорить. Оба сингла из нашего последнего альбома: «Reminder» и «Running» — это ведь полноценные песни.

TYOMAДля меня это очень насущный вопрос. Живой голос, песенная форма — это обязательное условие для электронной музыки, которая претендует на глобальную популярность?

СЕБАСТЬЯНМожет быть, да, а может и нет. Не знаю, здесь все относительно. Если ты помнишь, на нашем первом альбоме 2009-го года есть трек «A New Error». Это особая, мощная запись Moderat, в которой нет вокала. Тем не менее, трек получил огромную поддержку от диджеев, стал хитом в клубах, на фестивалях. Его использовали в кино, он долгое время был ключевой частью нашей живой программы. Но, конечно, у композиции с вокальной партией, которую кто-то исполняет вживую на сцене, автоматически появляется элемент поп-музыки. Мол, пойте со мной! Это подкупает публику. Мы же придумали для себя специальный термин «moderat ratio». Это нечто вроде чувства меры во всем.

Саша Ринг
Саша Ринг

TYOMAПри этом вы ведь совсем не прочь ломать устоявшиеся стереотипы. Меня сильно удивил ваш недавний Essential Mix. Для формата BBC Radio и конкретно этого шоу — это был очень смелый шаг. Вы собрали микс из музыки, которую не часто услышишь по радио: Bohren & der Club of Gore, Alec Empire, Vangelis, Slayer, Oneohtrix Point Never (он, кстати, родом из России). Исключительная музыкальная эрудиция!

СЕБАСТЬЯНО, спасибо! Ты даже не представляешь, на что сейчас напросился. О своем музыкальном бэкграунде каждый из нас мог бы говорить часами.

TYOMAРади такого мы можем пожертвовать остальными вопросами.

СЕБАСТЬЯН: Что ж, тогда вперед! После 26 лет меломанского стажа и активного коллекционирования пластинок и кассет, мы имеем огромный багаж знаний о записях, лейблах, релизах. Кто-то из нас специализируется исключительно на дроуне или хип-хоп техно. Кто-то любит поп-музыку 80-х, джаз или даже метал. Предельно широкий музыкальный спектр, охватывающий последние 40 лет.

TYOMAПри том, что тебе сейчас 41 год.

СЕБАСТЬЯНАга! Мы копаем очень глубоко. Поэтому, когда Пит Тонг предложил нам полный карт-бланш, мы решили, что было бы прикольно совместить самые разные записи в один нелинейный микс. Признаться честно, иначе мы просто не умеем. Я бы умер со скуки, делая микс, который начинается с 123 bpm и заканчивается 127 bpm.

TYOMAТак, к слову, делают 99% диджеев.

Саша Ринг
Гернот Бронсерт

СЕБАСТЬЯНК сожалению, да. Но мы не ищем простых путей! Свой Essential Mix мы собрали из четырех разных частей. Я сделал интро из всех этих удививших тебя треков вроде Slayer или Bohren & der Club of Gore. Герно (Gernot Bronsert — участник Moderat. — Прим. Interview) смиксовал наши собственные записи разных лет, что-то от Abayomi, Dario Zenker, Shed. Разную такую электронику. И это стало серединой нашего микса. А Саша (Александр Ринг, он же Apparat — Прим. Interview) сделал вторую часть микса с треками от Clark, Benedikt Frey, Welfare. И, наконец, очередь снова дошла до меня, и я сделал завершающую часть микса, использовав классику: треки пионера детройт-техно Хуана Аткинса под вывеской Model 500 и, конечно же, Depeche Mode.

TYOMAДа уж, исчерпывающе!

СЕБАСТЬЯНЯ тебя предупреждал. (Смеется.) К слову, мы сделали этот микс в наушниках, когда ехали в автобусе. Современные технологии так все упрощают. Теперь это может делать каждый.

TYOMAПоследний вопрос: как вы уживаетесь вместе?

СЕБАСТЬЯН: Я бы сказал, что в нашем трио особая творческая комбинация. Чтобы ее объяснить, я бы нарисовал треугольник, а потом взял циркуль и начертил от вершин три накладывающихся друг на друга круга. В самом центре образуется пространство, для которого в Германии даже есть отдельное слово — «schnitmenge», «область пересечения множеств». Вот это и есть то, что отражает наши музыкальные вкусы, когда речь идет о музыке Moderat.

На главном фото: Себастьян Шари